Добавление классов reklama

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза: «Революция с семенами неизбежно аукнется на урожае»

Производственные процессы в АПК включают в себя несколько звеньев, складывающихся в одну цепочку. Публикуем основные высказывания Аркадия Злочевского о том, как проседание одного звена тянет за собой вниз весь процесс.

Техника

Сельхозтехника сейчас выбывает из оборота опережающими темпами. Крестьяне уже начали заниматься техническим каннибализмом – сломавшуюся техника разбирается на запчасти для той, которая еще может работать.

Нехватка техники  приводит к ряду последствий. Основная задача крестьянина – вписаться в погодные окна. Когда природа дает возможность провести сев или уборку, вся техника выходит на поле, чтобы успеть, пока погода не изменилась. А тут получается, что техники не хватает для оперативной обработки  площадей. Сроки растягиваются. Это приводит к потерям.

Техника имеет определенную производительность. У нее есть предельная возможность и минимальная. Если эксплуатировать ее на предельных возможностях – возрастает риск поломки. И при нехватке техники вместо наращивания доходности наращиваются потери (убытки), если вкладываться в урожайность.

Семена

Встает вопрос – какие семена использовать? Семена первой репродукции или элиту? Они стоят дороже, но более продуктивны и добавляют урожайность. Инвестируем в хорошие семена больше денег на то, чтобы нарастить урожайность – а она потом уходит в мусор (в потери) из-за того, что не хватает техники.

Эти звенья настолько тесно взаимосвязаны, что в зависимости от провала в одном звене, надо снижать затраты в другом звене и покупать худшую генетику, которая будет обладать меньшим потенциалом.

Урожай не реализовывается лишь потенциалом. Но логика технологического падения работает именно таким образом.

Генетика

У нас сейчас происходит революции в регулировании генетики семеноводства. Отныне семена по решению регулятора должны быть отечественными. Введено квотирование импорта. Это означает, что государство сказало крестьянину: «Ты должен покупать отечественные семена вне зависимости от их продуктивности!».

Почему он раньше не покупал эти семена? Потому что они менее продуктивны, давали меньшую урожайность.


Аркадий Злочевский:

“В прошлом сезоне до введения квот у крестьянина был запас по импортным семенам. Квоты ударили примерно по 30% потребности аграриев в импортозависимых семенах. 30% мы пережили в прошлом сезоне. Это было легкое снижение. На этот сезон 2025/26 год. Запасов по семенам не осталось. Сейчас идет яровой сев. Чем мы сеем? Новые импортные семена, в связи с такой регуляторикой и введенными квотами, бешено взлетели в цене. В результате это привело к искусственному дефициту. Под это подтянулись и наши отечественные семена, которые тоже подорожали”.


Почему недоступны семена иностранной селекции? Нет объемов, введены квоты, которых не хватает. Искусственно создан дефицит.

Как были распределены квоты в прошлом сезоне на импорт семян? Вроде вполне достаточно. Потом выяснилось, что отдали на реализацию половины квотированных семян продажу 6-ти компаниям, которые никогда в рынке не участвовали, которые никто не знает. И это не производители этих импортных семян. Но наценку на эти семена они сделали.

Ранее традиционно продажей семян занимались компании, которые их сами производили – они же их и поставляли. Теперь все иначе.

Минсельхоз озвучил перед нынешним сезоном, что квоты не выбраны – а значит, не востребованы эти импортные семена. Поэтому уполовинил квоты. Ровно на тот объем, который был не выбран в прошлом сезоне. Теперь квоты в 2 раза меньше, а запасов нет.

Дело времени

А как себя чувствует генетика, в которую загнали сейчас наших селекционеров, и поставили задачу – как можно больше сделать наспех? Это процедура неспешная. Требуется длительное время, чтобы рожать новые сорта. А мы всю эту революцию хотим получить за год.  В результате продуктивных семян мы не получили. Но под команду сверху подгоняют результаты деятельности прошлых лет.

А это означает, что даже те крестьяне, у которых есть средства на новую технику, понимают, что будут сеять то, что есть. Продуктивная техника при падении урожайности не нужна. Необходимо экономить и отказаться от обновления техники, даже если есть на это средства. Отсюда падение закупок техники в 2 раза.

Технологичность не может падать по одному звену. Если происходить падение в одном месте, то оно распространяется на всю цепочку – поскольку все звенья взаимоувязаны в единый процесс.

Что получаем? Менее продуктивный сорт. И зачем для него дорогая подкормка? Если урожайность падает – то надо и сокращать подкормку, чтобы она не накапливалась в почве.


ВАЖНО!

Экономическая логика в сельхозпроизводстве ранее была нацелена на рост урожайности, а теперь в связи со сложившимися экономическими обстоятельствами она нацелена на падение. Потому что сейчас логика управления рисками у производителя нацелена только на сокращение затрат, избавление от лишнего: лишних питательных веществ, лишней обработки почвы. Экономить будут на всем.


Вывод

Революция с семенами неизбежно аукнется на урожае. Это вопрос лишь времени. Прошел всего год, еще не все ресурсы и запасы прочности утрачены, не все еще успели переориентироваться и переподготовиться. Некоторые по инерции еще не занялись экономией на других звеньях и продолжают покупать столько же удобрений и средств защиты, как и ранее. Но уже перешли на отечественные семена.

Похожие