Добавление классов reklama

Обзор рынка ГСМ на начало мая

В начале мая на российском рынке сложилась неожиданно комфортная ситуация с дизельным топливом – цена на него выросла всего на 1%, тогда как на бензине традиционный сезонный эффект сказался заметно сильнее.

Однако крупные нефтяные компании подготовили региональным покупателям неприятный сюрприз – ждать поставок с заводов стало намного дольше. Чем это может обернуться для оптовиков и их клиентов-аграриев? Разбираемся с Николаем Абрамовым, гендиректором топливной компании «Алтайнефтересурс».

АТИПИЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Начнем с глобальной ситуации. Цены на нефть на международном рынке падают, однако для россиян это не более чем новостной фон. Как говорится, эта история не про нас. Тем не менее, на российский рынок мировая тенденция может оказать косвенное влияние.

– Вчера цена на дизельное топливо на питерской бирже немного снизилась, при этом произошло увеличение объемов его продаж, – говорит Николай Абрамов. – Это свидетельствует о том, что часть топлива переместилась с экспорта на внутренний рынок.

Эксперт полагает, что это временно. Если цена будет намного ниже на экспорте, то за счет внутренних продаж заводам выплатят компенсации – включится тот самый демпфирующий механизм в нефтяной отрасли.

Если говорить о региональном оптовом рынке ГСМ, то с момента нашего апрельского обзора цены на бензин выросли на 15%. При этом дизельное топливо подорожало всего на 1%.

– Это комфортная ситуация, – говорит Николай Абрамов. – Но нетипичная. По бензину именно в конце апреля – начале мая происходит рост цен из-за сезонности. А вот дизтоплива сезонный рост не коснулся, и это очень хорошая новость.

Эксперт считает, что основная причина такой нетипичной ситуации – в падении активности потребления дизтоплива. Снизились транспортные перевозки – а это именно солярка. Замедляется рост промышленности, торговли – активных потребителей дизтоплива.

Николай Абрамов, гендиректор топливной компании «Алтайнефтересурс»

ТОМИТЕЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ

Николай Абрамов называет ситуацию, сложившуюся со сроками поставок ГСМ от нефтяных компаний в регионы, кричащей: производители топлива увеличивают длительность отгрузки в одностороннем порядке до 70 дней (!!). Что это значит в практическом плане?

– Впервые практику увеличения сроков отгрузки нефтетопливные компании применили минувшей осенью, увеличив их до 45 дней. Новый “сюрприз” прилетел в начале нового агросезона. Теперь некоторые компании меняют договор в одностороннем порядке. Можно, конечно, его разорвать, но поставщики ГСМ в регионе окажутся в невыгодном положении. Оптовики вынуждены соглашаться на томительное ожидание. И не факт, что оно будет вознаграждено своевременной поставкой. Прошло уже семьдесят дней с момента заключения одного из договоров, а мы еще не видели отгрузки, – говорит собеседник.

О причинах такого значительного растягивания сроков можно рассуждать осторожно, на уровне гипотез, предполагая, что нефтяные компании таким образом получают, образно говоря, беспроцентные «кредиты» от покупателей и получают возможность использовать их в качестве оборотных средств – этакий беспроцентный кредит.

– Нам теперь сложнее планировать, – отмечает Николай Абрамов. – Нефтебазы у нас не резиновые, и мы просто не могли взять в расчет этот 70-дневный срок, который появился внезапно и в одностороннем порядке. Сейчас мы вынуждены покупать топливо в регионе, чтобы выполнить обязательства перед партнерами. Триста кубов топлива отгружаем ежесуточно, включая выходные дни.

…Подытожим. Значительное увеличение сроков отгрузки топлива в регионы может сказаться на оперативности поставок. Это снизит мобильность оптовых компаний на местах. Но дефицита ГСМ не просматривается. Аграриям лучше заранее планировать объёмы и сроки закупа топлива.

Мы есть в соцсетях: ТелеграмВКОК

Похожие