Добавление классов reklama

Восхождение “четвёрки”: итоги агросезона 2024/25 в Алтайском крае

Последний в этом сельхозгоду обзор на основные сельхозкультуры отражает динамику цен на лён, рапс, подсолнечник и пшеницу с августа по апрель.

Это нетипичные кривые, что обусловлено несколькими факторами — свои лепты внесла и погода на небе, и погода при дворе. Заглянув на график, можно увидеть, как упорно цены взбирались по склону. На финише подросла вся великолепная четверка. Однако эксперты склонны считать, что ставки на ожидании цены нынешней весной сыграли мнимо.

Анализируем цены с нашим постоянным экспертом Василием Стрельчуком, управляющим компанией «Сиболеум», входящей в экспортный союз SEUS.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО


Эксперт отмечает, что лён вызвал некий ступор в своей нише рынка ещё осенью, когда крестьяне и трейдеры обреченно констатировали его низкое качество. Это бросалось в глаза из-за большого количества потемневших зерен в партиях. Особенно близко к шоковому состоянию оказались китайские партнеры, которые давно распробовали алтайский лён.

— Цена пошла вниз, и большая «просадка» наблюдалась с самого начала уборки, — подчеркивает собеседник «АК». — Но курс юаня относительно рубля позволял её держать достаточно высокой. Не будь той динамики на валютном рынке, падение цены было бы гораздо ощутимее.

И болезненнее, надо полагать. Валютный рынок, образно говоря, подстелил соломку в нужное время и в нужном месте: в течение сезона юань не то чтобы скакал, скорее, мелко вибрировал в диапазоне ниже обычного. Иначе мы бы увидели круто изломанный зигзаг на графике.

— Соотношение российской и китайской валют сгладило углы, да и со временем с качеством зерна разобрались, — говорит эксперт. — Цена постепенно пошла вверх, хотя после Нового года (нашего и китайского) наблюдается небольшое проседание, обусловленное кривыми валютной биржи.

То есть покупатели в КНР с буддийским смирением приняли свершившийся факт — мокрую осень, которая не могла не подпорить вечеринку. В то же время юань играл свой замысловатый мотив, и на фоне укрепления «деревянного» условный состав со льном угодил в низину.

«Рублевая яма» — так называет Василий Стрельчук февральское углубление на графике. Он отмечает, что при стабильном курсе на этом же графике мы бы увидели движение вверх.

— В этом году лён стоил того, чтобы сыграть на выжидании хорошей цены, — резюмирует эксперт. — Чем дольше продержал, там дороже продал.

В следующем году картина по этой культуре может заметно поменяться, полагает эксперт. Дело в том, что сегодня находится в активной фазе обсуждение пошлины на вывоз льна в любую Забугорию в размере 7%. Обложат, конечно, не так сильно, как рапс, который в сырьевом виде в принципе потерял экспортную привлекательность, но график льна заметно тряхнёт.

«МЫ ИХ ДАВИЛИ-ДАВИЛИ…»


Основная интрига в нише подсолнечника завертелась в феврале, когда рынок не мог решить, на чьей стороне одеяло — покупателя или продавца.

Это напоминало состязание по армрестлингу: с одной стороны крепкая мозолистая рука крестьянина, оперирующая сырьем, с другой — подпитываемая отчаянием длань «краш-маржиналов».

Василий Стрельчук, управляющий компанией "Сиболеум", входящей в экспортный союз SEUS. Алтайский край обзор цен на сельхозкультуры зерно
Василий Стрельчук, управляющий компанией “Сиболеум”, входящей в экспортный союз SEUS

— Где-то с февраля маржа маслоэкстракционных заводов начала близиться к нулю, а местами даже стала отрицательной, — говорит Василий Стрельчук. — В определенный момент цена на семечку элементарно уперлась в потолок, потому что МЭЗы не готовы были работать в ещё больший убыток. В то же время подсолнечника у аграриев становилось всё меньше. Сырья не хватало, поэтому цена на него никак не могла упасть — как ни пытались её уронить переработчики. Была некая просадка на Новый год, но это обычная картина. Это происходит, потому что обычно именно с 1 января вводят новые пошлины, принимают законы или другие правовые акты, обнуляют кредиты, отменяют или назначают субсидии. Соответственно, рынок занимает выжидательную позицию — что будет дальше.

По словам эксперта, “новогодняя яма” наблюдается из года в год. Судьба подсолнечника распланирована с момента его уборки: он сначала превращается в масло, которое затем грузится на экспорт. А вот вывоз подсолнечного масла из России в свою очередь регламентируется разными государственными актами: от субсидий до пошлин.

Рынок — существо робкое, если разобраться, отсюда и аккуратное выглядывание из-за угла в течение некоторого времени до и после новогодних каникул.

НЕ ПОШЛИНОЙ, ТАК ЮАНЕМ

Василий Стрельчук отмечает, что рапса в Алтайском крае и Сибири в уходящем сельхозгоду было не так уж и много. А юань не знал и падал. Всё это положительно сказывалось на его позициях на рынке, и с самой уборки и по сей день он поступательно полз в гору. Не прорыв альпиниста, конечно, но даже улитка может штурмовать Фудзи.

На графике видно, что рапс с августа прошлого года по апрель нынешнего вымахал почти на 10 тысяч рублей за тонну.

— Иногда китайская биржа «отыгрывала» сибирский рапс, иногда российские переработчики поднимали цены и работали близко к нулю, и в итоге он постоянно рос в цене, — говорит эксперт. — Яма на графике, которую мы видим, возникла в результате введения 30-процентной экспортной пошлины. Рапс на этой волне «охладел», тем более заинтересованные стороны под эту новость пытались продавить его вниз.

Как отмечает собеседник «Алтайского крестьянина», рапс неравномерно распределяется по нашей стране. К тому же многие МЭЗы переходили на рапс, вводя при этом дополнительные мощности. В итоге он всегда был востребован вне нашего региона, поэтому росла цена.

— Исходя из этого, чем дольше его держишь, тем на большую цену можешь рассчитывать, — подчеркнул Василий Стрельчук. — Но при этом, забегая вперед, скажу, что лён ещё растет в цене в юанях, а рапс резко падает. В южных регионах уже появились рычаги давления на цену: скоро уборка. Какое-то время после уборки рапса за старый урожай ещё будет какая-то премия, а с начала июля для старого и нового рапса она станет единообразно низкой. В мае обвал идет до цены в 38 тысяч рублей за тонну с погрузкой.

«ИНТЕРВЕНТКА»


Третий класс пшеницы «крутился» вокруг цены закупочной интервенции. Также, по словам эксперта, сыграло роль ограничение на ввоз, которое оперативно ввёл Казахстан. Поэтому пшеница 3 класса заняла свою нишу, отталкиваясь от цены муки, и встала.

— Вначале наблюдался резкий рост «тройки», — говорит Василий Стрельчук. — Переработчиков, можно сказать, взяли на испуг, что её в этом сезоне окажется мало. Обычно резкий отрост цены 3 класса начинается после Нового года, а здесь скачок произошел едва ли не сразу после уборки.

«Четверка» какое-то время шла «впритирку» с зерном классом выше, подчеркнул собеседник «АК». И добавил, что в хороший год обычно разница между классами в цене составляет примерно 500 рублей за тонну.

— А в нашем графике мы видим громадные разрывы, — обращает внимание эксперт. — После Нового года разрывы начали сокращаться за счет более интенсивного роста «четверки».

ПОСЛЕСЛОВИЕ


Обобщая график динамики цен по всем четырем культурам, Василий Стрельчук отметил, что наглядный рост ещё не свидетельствует о значительных улучшениях их позиций на рынке. Так, например, ни одна из культур не показала рост в цене выше 20 процентов с августа по апрель.

Крестьяне, которые продавали урожай с долгой выдержкой, получали мнимый выигрыш. Перефразируя классика, эти деньги, скорее, жмут ляжку, чем жгут.

Вероятно, кэш, вырученный осенью, на депозитных счетах принес бы больше навара на процентах, чем отрост рыночной цены на волне весеннего дефицита.

На графике представлены цены FCA с НДС — то есть с погрузкой на транспорт и включенным налогом на добавленную стоимость. Это цены реальных контрактов на реализацию из Алтайского края в другие регионы России или за рубеж. График не отображает внутренние закупочные цены Алтайского края!

Мы есть в соцсетях: ТелеграмВКОК

Похожие