Добавление классов reklama

Восток – дело тонкое… Разгрузит ли алтайские амбары азиатский экспорт?

В распоряжении редакции оказалось интересное видео, в котором генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов анализирует присутствие сибирского АПК на азиатских рынках в прошедшем сезоне и рассуждает и ближайших его перспективах.

Не все «азии» одинаково для нас полезны, однако, по мнению эксперта, есть реальная возможность фокусироваться на альтернативах и перебрасывать сельхозпродукцию с тех направлений, где по разным причинам возникли лимитирующие факторы. Так, например, сегодня политика некоторых стран Среднего Востока и Паназиатского региона для России, что называется, на руку.


АО «Новосибирскхлебопродукт» — производственно-коммерческим компания агропромышленного направления, которая закупает зерновые и масличные культуры у фермерских хозяйств и элеваторов Новосибирской и Омской областей, Алтайского, Красноярского и Краснодарского краев.


«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

Эксперт считает, что Китай в ближайшее время «распробует» не только традиционные зерновые, поставляемые из Алтайского края и других сибирских регионов. Так, в последнем сезоне  КНР стала хорошим потребителем гороха, выращиваемого в Сибири, на фоне повышения на 100% пошлины на канадский горох.

— Китай является уверенным потребителем этой бобовой культуры, — отмечает Сергей Соколов. — Она не массовая, но в этом году по структуре посевных площадей видно, что сельхозтоваропроизводители реагируют: гороха стараются сеять побольше, как и масличных.

Китай проявляет интерес и к российской муке. По примерной оценке эксперта, в КНР было импортировано около 300 тысяч тонн продукции с отечественных мельниц, причем в структуре экспорта — не только Сибирь. Впрочем, «разгуляться» российской муке в Поднебесной не дают заградительные пошлины в размере 65 % и подрезанные квоты на её ввоз.

— Поэтому прирастать мы в Китае мукой, скорее всего, не будем, но, вероятно, сохраним эти позиции, — говорит эксперт.

Экспортный потенциал России в Паназиатском регионе тесно связан с политикой этих стран. «Не Китаем единым», считает гендиректор АО «Новосибирскхлебопродукт». Так, например, в августе прошлого года в  компартии Вьетнама произошла смена руководства, и  политический курс стал заметно ориентирован на Россию. По словам эксперта, первой задачей коммунистической партии стала активизация взаимодействия с РФ в сфере сельского хозяйства и здравоохранения. В итоге удалось нарастить практически с нуля до 500 тысяч тонн  поставки российского зерна во Вьетнам.

— Если Китай взял паузу по разным причинам, то этот объем замещается Вьетнамом, — констатирует Сергей Соколов. — Китай открылся в этом году также для ржаной муки и манной крупы. Пока что они не распробовали эту продукцию, но я думаю, что перспектива есть.

Какие есть экспортные перспективы в Китае:

– там появился тренд на здоровое питание, поэтому возник интерес к алтайским овсяным хлопьям, не требующим варки;

– в этом году показала себя в китайском экспорте гречиха, причем раньше от России ждали зеленую гречку, а сейчас появился интерес к традиционному в нашем понимании зерну.

– не обязательно зацикливаться на пшенице, когда есть возможность сфокусироваться на альтернативе.

ОКНО В МОНГОЛИЮ

Монголия — традиционный потребитель сибирского зерна, однако с каждым годом экспортный поток в эту страну снижается. Сегодня много государственных инвестиций направляется на развитие растениеводства, и сельское хозяйство там становится всё более самодостаточными, а покупатели — избирательными. Добавим к этому сложности расчетов монгольских клиентов с российскими поставщиками. Резюмируя, экспорт продукции АПК в Монголию есть, но с сильными ограничительными факторами.

КАЗАХСТАН НЕ ОБЪЕХАТЬ

Киргизия — один из самых устойчивых зарубежных рынков для российской сельхозпродукции. Эксперт отмечает, что это государство уже четвертый сезон активно работает с Россией, поскольку с приходом к власти президента Садыра Жапарова был отменен НДС на ввоз пшеницы из РФ.

—  Это достаточно сильно облегчило муки выбора между казахским и российским зерном, — подчеркивает Сергей Соколов. — Тем более, партнеры из Казахстана нередко подводили киргизских потребителей, поставляя не очень качественное зерно, либо вообще не поставляя, получив предоплату. Поэтому такое хорошее было начало.

Но не всё так гладко с экспортом в Центральной Азии. Как отмечает эксперт, Казахстан защищает свои рынки и относит к таковым Киргизию.  В связи с этим весьма затруднен транзит российского зерна. «Советская власть так построила дороги, что объехать Казахстан практически не получается», — говорит Соколов.

Сейчас мы видим дискриминирующий транзитный тариф — российским поставкам доехать, скажем, до Узбекистана по участку Казахстана в четыре раза дороже, чем для резидентов этой соседней республики. И по итогу этого сезона мы видим, что «пропускная способность» на Киргизию заметно снизилась.

НОВЫЕ РЫНКИ

Другим вероятным стратегическим партнером для российского АПК эксперт называет Афганистан, который может значительно разгрузить профицит зерна в Сибири. И власть в Афганистане сегодня ищет сближения с РФ по линии снабжения продовольствием.

КНДР сегодня импортирует муку из Алтайского края, и этот сектор, вероятно, будет расширяться.

— Всем известно, что военнослужащие Северной Кореи принимают активное участие в специальной военной операции, и, конечно, это будет способствовать разворачиванию продовольственного снабжения, — говорит Сергей Соколов.

По его мнению, сельхозпродукция Алтайского края и других сибирских регионов найдет свой рынок в Афганистане и КНДР в ближайшие год-два, тем более с ними есть железнодорожное сообщение «без всяких морских приключений».

Кратко об экспортных перспективах этого сезона

— Будет серьезная доля внутреннего рынка, поскольку экспортная перспектива зависит от курса доллара. И курс ниже 90 рублей за доллар не выводит вас даже «в ноль» в рублевой зоне обратным счетом.

— Правительство пересматривает и, надеюсь, пересмотрит «цену отсечения» в механизме определения размера экспортной пошлины. Стало понятно, что он требует большей гибкости.

— Ещё одна зубная боль — это квотирование. Сибирский Федеральный округ производит 12−13 процентов всего валового сбора зерна в стране, а квоты у нас меньше одного процента. Логистическая особенность СФО заключается в том, что у нас нет выхода к морю, и экспорт начинает не в июле, а в октябре. «Жирный» период с февраля по июль мы традиционно пропускаем.

— Трудно сказать, каким будет год. Если поменяется подход к квотированию, то есть будет повышающий коэффициент, как это было на Дальнем Востоке два года назад, — это станет первым фактором успеха. А если курс доллара будет 90 рублей и выше, появится положительная рублевая составляющая.

— Думаю, что Вьетнам будет дальше проявлять интерес к российскому зерну. Скорее всего, миллион тонн мы уже перешагнем в новом сезоне.

Похожие