Добавление классов reklama

Погода-абьюзер: какие убытки могут понести алтайские аграрии из-за дождей и снега

Уборочная кампания в Алтайском крае, можно сказать, близится к завершению — пусть не календарно, а по количеству оставшегося в полях урожая. Валовой объем в секторе растениеводства определенно украшает ежегодную статистику. Но на самом деле сезон стал серьезным поводом для тревог — проблемы крестьян копятся, как снежный ком, а в начале октября эта фигура речи приобрела пугающую буквальность.

Большинство аграриев сходится во мнении, что нынешний год стал намного сложнее предыдущего как в техническом, так и экономическом плане. Так, например, октябрьский снегопад в соседней Новосибирской области грозит серьезными финансовыми потерями.

По данным портала Infopro54, начавшийся с 9 октября снег «навалил» покров высотой до 17-20 см, остановив на длительное время уборку.

— Есть риск, что урожай остается неубранным, — цитирует издание Александра Теплякова, президента ООО «Новосибирская продовольственная корпорация», заместителя председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Заксобрания Новосибирской области. — В принципе, сейчас под снегом лежат миллиарды рублей.

Александр Тепляков, президент ООО “Новосибирская продовольственная корпорация”

«МОКРОЕ ДЕЛО»

Конечно, это оценка, что называется навскидку. Конечно, не миновала чаша сия и наш регион. Но проблема даже не в этом, считают опрошенные «Алтайским крестьянином» аграрии. Технически уборка будет завершена на 100 процентов, если сбудутся прогнозы метеорологов на ближайший месяц. Однако от «погодного моветона» страдает качество зерна, а также кратно растут расходы — в том числе на топливо и электроэнергию для сушилок, которые в этом сезоне работают в режиме нон-стоп.

— Мы только недавно начали убирать подсолнечник, — говорит Владимир Дюхин, глава КФХ Крутихинского района. — В полях у нас остается только он. Кое-где, в тени колков, снег ещё лежит на корзинках. Но главная проблема — это влага, перевалившая за 20 %, можно даже сказать, под 30 %. Это очень много. И, конечно, растут затраты. Недавно энергоснабжающая организация выставила счёт за сентябрь, от которого я буквально два часа приходил в себя. Плюс за неделю мы сжигаем в сушилке один газовоз — а это около 800 тысяч рублей. Весь накопленный «жирок» уходит на оплату электричества и газа, а новую продукцию мы ещё практически не реализовывали. Да и не известно, когда сможем продать — лён не берут, горох не берут. Мы возлагаем надежду на подсолнечник, реализация которого даст приток оборотных средств.

Владимир Дюхин, глава КФХ Крутихинского района

Крутиха — самый северный уголок Алтайского края, и этот незыблемый географический факт накладывает свой отпечаток на ведение дел в растениеводстве. По словам собеседника «АК», за всё время уборки зерно и зернобобовые обмолачивали и отправляли на склад без сушилки всего два дня. При этом в хозяйстве две сушилки, которые уже около двух месяцев крутят счетчики без перерыва на обед и сон.

— Трудно сейчас сказать, насколько вырастет себестоимость нашей сельхозпродукции в итоге, но затраты на сушилки в этом сезоне выросли в разы, — отметил Владимир Дюхин. — При этом та же пшеница, с учетом нынешний цен и затрат на неё, вообще не считается в экономике предприятия.

К счастью, в хозяйстве есть возможность придержать урожай до лучшей цены. Кроме складов, глава КФХ возлагает надежды на полимерные рукава для хранения зерна, закупленные — предусмотрительно — с хорошим запасом. Насчет самой уборки собеседник спокоен.

— Обмолотить оставшийся подсолнечник — не проблема, время есть, — уверен собеседник «АК». — Главный момент — высушить и положить на склады, которые уже практически забиты. А в нынешних реалиях настоящей проблемой является реализация — как и за сколько продать. Пока мы «доедаем» старые деньги, а дальше будем либо продавать по тем ценам, какие есть, либо брать заем в банке. Вроде бы, лимиты льготных «коротких» кредитов ещё не исчерпаны.

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Определенную обеспокоенность аграриев вызывает тот факт, что АПК — не замкнутая, не изолированная система. И кризис в сельском хозяйстве может потащить за собой смежные отрасли — как тот пресловутый взмах крыла бабочки, вызывающий наводнение на другом континенте.

У ребрихинских аграриев тоже цвет настроения серый, себестоимость сельхозпродукции растет, а её рынок — в положении, близком к критическому. Погода также диктует здесь свои условия.

— Сейчас мы молотим сою, подсолнечник пока стоит нетронутый, — говорит глава КФХ Ребрихинского района Евгений Долгов. — Снег почти полностью сошел и практически не мешает ходу уборки, однако почти вся сельхозпродукция нуждается в сушке. Мы 100 процентов зерновых сушили в этом сезоне и 90 процентов гороха. Также придется отправлять в сушилку всю семечку и примерно половину сои. В итоге в сентябре только за электроэнергию выставлен счет в 1,2 млн. рублей. К этому нужно добавить топливо для сушилок. То есть затраты огромные, одна только сушка увеличивает себестоимость нашей сельхозпродукции как минимум на 15 %. При этом цена на неё падает вниз. Если в двух словах описать экономическую ситуацию в растениеводстве — всё плохо.

Евгений Долгов, глава КФХ Ребрихинского района

Евгений Долгов подчеркивает, что в хозяйстве есть возможность хранить урожай длительное время, но приходится продавать товар по тем низким ценам, какие есть на рынке. Необходимо извлекать оборотные средства на зарплату, кредиты, налоги, аренду и прочее.

Рынок АПК обвален, полагает собеседник «АК». И считает, что во многом это результат действий и бездействий профильных кабинетов правительства.

— Возможно, повторяется кризис сельского хозяйства тридцатилетней давности, который тогда повлёк за собой серьезные проблемы в смежных отраслях. Помните, как в 90-е начали рушиться машиностроительные заводы? — обращает внимание Евгений Долгов. — Где сейчас Алтайский тракторный завод, Алтайский моторный завод, где Липецкий, Волгоградский, Владимирский заводы? Вот и сегодня мы видим, что буквально в течение одного года начались проблемы у нынешних гигантов сельхозмашиностроения.

Некоторые эксперты считают, что сложный сезон 2025-го года может стать серьезным «фильтром» в отрасли, и стрессовая ситуация в первую очередь затронет небольшие хозяйства. Впрочем, наш собеседник уточняет, что дело не в размере.

— Не совсем корректно разделение на мелкие хозяйства и крупные, — подчеркивает Евгений Долгов. — Правильно их делить на эффективные и неэффективные. Я знаю много примеров, когда хозяйства с 1-1,5 тыс. гектаров уверенно держатся на ногах даже в кризисные годы, и есть холдинги, которые уже на ладан дышат. Среди неэффективных хозяйств, я полагаю, процентов 15-20 может уйти с рынка по итогам сезона. Но даже в эффективных сельхозпредприятиях сильно пострадает «запас прочности».

РАБОТА НА ИЗНОС

Даже в тех хозяйствах, которые полностью закончили уборку до октябрьских снегопадов, отмечают снижение качества урожая. Если интенсивность дождей и схожа с картиной прошлой осени, то их последствия сегодня кажутся более серьезными.

— Конечно, в этом сезоне наблюдаются тенденции к увеличению себестоимости зерна, — подтверждает Сергей Путинцев, главный агроном КФХ Иванова А.Н. Косихинского района. — Зерно нужно сушить, а этот небывалый урожай ещё и сильно нагружает логистику.

Сергей Путинцев, главный агроном КФХ Иванова А.Н. Косихинского района

Он подчеркивает, что расход по газу в сравнении с прошлым годом увеличился процентов на восемьдесят. А если сравнивать с 2022 годом, который можно считать стандартом, даже эталоном сезона уборки, то объемы потребляемого топлива выросли четырехкратно.

— Сушилку мы запустили 25 июля на озимых, и она работает у нас до сих пор, в круглосуточном режиме, — говорит Путинцев. — Да, растут расходы на газ, на электроэнергию. Но не нужно забывать о нагрузке на человеческие ресурсы, работникам приходится все эти два с лишним месяца работать практически круглосуточно. Разумеется, растут расходы на оплату труда. Растет нагрузка на технику, соответственно, повышаются затраты на её амортизацию.

Также в косихинском КФХ обратили внимание на то, как погодные условия влияют на автопарк. Увеличилось число поломок при вывозке сельхозпродукции с полей в сложных погодных условиях по разбитым грязным дорогам. Машины порой приходилось выдергивать тракторами, практически все Камазы вставали на ремонт из-за выхода из строя редукторов, «летели» коробки передач.

— Только на одной логистике, на ремонте грузовых автомобилей, мы потратили больше двух миллионов рублей, — констатирует главный агроном. — Вообще, каждый подобный момент в сумме вызывает заметное повышение себестоимости.

Есть и положительный момент — уборку в КФХ Иванова А.Н. закончили до октябрьских снегопадов. Нагрузка на комбайны распределялась из расчета прошлогодней погоды, которая точно так же держала аграриев в немилости. Где нужно, была своевременно проведена десикация. Последним в закрома хозяйства отправился подсолнечник, это, образно говоря, был прыжок в последний вагон уходящего поезда. Остальные «составы» попали под снег.

— Но даже мы существенно потеряли в качестве урожая, — говорит Сергей Путинцев. — То, что молотят сейчас, пострадает ещё сильнее. Мы констатируем низкое качество пшеницы, а также подсолнечника — он кислотный и имеет низкую масличность, что повлияло на его конечную стоимость. Ряд культур в этом сезоне уходит в минус. Рентабельность мы пока видим только на горохе и рапсе.

По мнению собеседника, отдельного разговора заслуживает дизельное топливо. Многие хозяйства, считает он, в этом сезоне столкнулись с дефицитом и серьезными задержками в поставках.

— Часто слышу от других фермеров, что они не молотят, потому что элементарно не привозят в срок солярку, а если привозят, то есть вопросы к качеству, — говорит Путинцев. — Это важный момент, на котором в будущем обязательно нужно заострить внимание. Простои техники в высокий сезон, поломки из-за низкого качества топлива — всё это тоже сказывается на конечной себестоимости сельхозпродукции.

Автор: Максим ПАНКОВ.

Мы есть в соцсетях: ТелеграмВКОК

Похожие

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять