Ставки аренды зерновозов с началом уборки нового урожая пошли вверх. В августе они преодолели отметку в 4 тысячи рублей за вагон в сутки, а в сентябре подорожали ещё на 25 процентов.
При этом заводская цена нового вагона, приобретение которого могло бы служить аренде альтернативой, достигает 7 млн руб. Аналитики зернового рынка отмечают недостаточный уровень инвестиций в закупку парка и низкую конкуренцию среди операторов в этом сегменте, а также снижение доступности автотранспорта, усугубляемое дефицитом водителей.
Статистика в последние месяцы показывает рекордную или близко к рекордной поставку зерна по железной дороге на экспорт, связанную с огромным урожаем. При этом участники зернового рынка многие месяцы говорят о сложностях с получением вагонов.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов считает, что для принципиального изменения ситуации нужна «совсем другая конкуренция среди операторов зерновозов» и новые инвестиции в вагоны, чего «пока не предвидится». По его словам, в конечном счете удорожание логистики еще больше ухудшает положение аграриев, особенно в отдаленных от портов регионах. Чем дороже перевозка, тем ниже закупочные цены, поясняет эксперт.
Источник: Коммерсантъ