— В Казахстане в этом сезоне ситуация с урожаем гораздо хуже, чем в прошлом году. Даже в самых зернопроизводящих областях Казахстана собирают пшеницу, в которой очень много пророста. А проросшую пшеницу уже нельзя использовать для производства муки. Складывается большой дефицит сырья для мельниц, кроме того, у казахов идет значительный вывоз зерна в Среднюю Азию и Китай. Они каждый месяц бьют рекорды по экспорту в Поднебесную. Напомню, что Казахстан в первую очередь перерабатывает пшеницу в муку, а затем продает ее в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.
— Как складывается ситуация исходя из потребности Казахстана? Прежде всего, это реэкспорт. Они у нас покупают зерно, берут свой тариф дешевый и гонят на страны Средней Азии, в Афганистан, а теперь ещё и в Китай, — говорит Стрельчук. — Плюс у них есть свои мукомолы — направление развитое, хоть и не так сильно, как у нас. Мукомолы Казахстана тоже отправляют свою продукцию в Среднюю Азию, у них нет пошлин, соответственно, они продают очень дорого. Для справки: как минимум 500 тысяч тонн пшеницы было вывезено только с Алтайского края в Казахстан.
— Ворота Казахстана открыты для экспорта, — говорит Василий Стрельчук. — Можно продать пшеницу туда прямо сейчас. Вопрос в том, что сейчас закрыт (надеюсь, и останется закрытым) вывоз пшеницы автомобильным транспортом.
— Как было раньше — казахи брали пшеницу целыми «КамАЗами», не платили со сделок налоги и сразу «превращали» эту пшеницу, будто бы она произведенную в Казахстане. Пока был открыт автомобильный коридор для вывоза пшеницы из России, этим промышляли трейдеры средней руки, у которых толком ничего нет - ни элеваторов, ни складов. Они бегали с «КамАЗами» по Алтаю и выкупали всё в близлежащих районах — доходили даже до Алейска. Затем купленное зерно грузили и вывозили в Казахстан. В основном, рассчитывались наличкой. Сейчас автотранспортом нашу пшеницу туда ввозить нельзя. Они говорят, что борются с черным завозом. В чем-то я согласен. А вагонами — пожалуйста, хоть сейчас. Только цены нет.
— По этой схеме работали либо мелкие фермеры, либо те, которые не весь урожай показывали официально, — подчеркивает эксперт. — Им, конечно, подходил вариант, когда приезжают казахские трейдеры и покупают всё за наличку. Мягко говоря, это было незаконно. Тем более что потом оформлялись "липовые" документы, на границе они выкидывались сразу же после прохождении российской таможни — и на этом всё.
Этот вариант «разогревал» цену, но в итоге получалось, что за наличку казахи могли купить зерно подешевле. И «разогревался» таким образом черный рынок, а не официальный. На черный рынок всё не продашь, потому что спросят: куда ты дел урожай. Продавали примерно по такой схеме: 5-10 часть от объема. Тем самым занижая урожайность у себя, ну и как следствие формировалась недостоверная статистика. Сейчас эту тему закрыли, и у фермера стало меньше выбора при реализации продукции. Автомобильный транспорт — это еще один вид логистики, потому что на железнодорожные вагоны большой спрос, и не всегда их дают вовремя.