В основном на рынке зерна сегодня затишье, и только вокруг подсолнечника кипят шекспировские страсти. Переработчики пока вынуждены принять правила игры, установленные аграриями.
В традиционном обзоре наш постоянный эксперт Василий Стрельчук, управляющий компанией «Сиболеум», входящей в экспортный союз SEUS, рассказывает о текущей ситуации на рынке и перспективах четырех алтайских культур.
ЛЁН
По словам эксперта, цены на лён сегодня заморожены — в первую очередь это обусловлено падением спроса в Китае. В Поднебесной в разгаре новогодние праздники, поэтому деловая активность снизилась до нуля. В то же время курс юаня относительно рубля снижается, поэтому сыграть партию на стоимости валюты не получится.
— Лён в Алтайском крае стоит колом как в цене, так и физически на складах, — говорит Василий Стрельчук. — Китайским партнером уже не интересен лён с потемневшими зернами, которого в этом сезоне довольно много, так как им везут более светлое и красивое зерно из Канады. К тому же у нас в регионе по-прежнему остро стоит проблема с загруженностью железной дороги. Если с перевозкой контейнерами ещё более-менее нормально, то вагонами вывезти зерно практически невозможно. Пять вагонов в месяц, которые можно согласовать с РЖД, это капля в море.
Эксперт также обращает внимание на то, что лён, который аграрии не успеют вывезти в Китай до мая, так и останется на внутреннем рынке — со всеми вытекающими последствиями. Когда в Сибири будет только заканчиваться посевная кампания, в Поднебесной уже начнут молотить лён нового урожая, который снизит спрос ещё сильнее — и, соответственно, может уронить цену.
— Мы стараемся продать весь свой лён до мая, отгрузить его и забыть, — подчеркивает собеседник «АК. — Ограничения на железной дороге были и будут, поэтому, вероятно, не весь лён успеет, что называется, пролезть. Поэтому на рынке льна сегодня наблюдается напряжённость.
ПОДСОЛНЕЧНИК
Эксперт отмечает, что сейчас битва за семечку вошла в горячую фазу, особенно на Юге. Аграрии почувствовали рычаг давления на рынок и жмут на него изо всех сил, а переработчики угрюмо наблюдают за внутренним обременением на вывоз подсолнечного масла и политикой Запада — там рынок тоже сильно «опошлен» в заградительных целях. А на этом фоне на заводах уже начали скудеть запасы семечки.
— Две недели назад цена на подсолнечник в южных регионах России доходила до 33-34 тысяч рублей за тонну без НДС, а сейчас он спокойно уходит и по 40 тысяч, — говорит Василий Стрельчук. — Что в итоге происходит на рынке переработки: во-первых, имеет место большая пошлина на экспорт подсолнечного масла, которая сегодня достигла 17500 рублей за тонну. Страны ЕС тоже ввели свои пошлины на ввоз масло, и продавать его там стало очень тяжело. Индия тоже «троит» — цены мечутся то вверх, то вниз. Какое-то время переработчики, особенно крупные, работали на запасах сырья — то есть в себестоимость закладывались ещё осенние цены на семечку. Но запасы заканчиваются. Видя, что фермеры не сдаются, маслоэкстракционные заводы начали делать импульсные покупки на рынке, который явно сейчас за продавцом. МЭЗы выбрали такую политику: главное, не стоять, будем работать, но при этом явно проигрывают в противостоянии с фермером. А значит, переработчики работают либо в ноль, либо уже в минус.
По словам собеседника, взрывной рост до Алтайского края ещё не дошел, но первые отголоски южных баталий начали появляться. «В ближайшее время цена на подсолнечник может подняться примерно на две тысячи рублей за тонну», — считает эксперт.
На рынке пшеницы наблюдается некая стагнация, особенно это касается 3 и 4 классов. По словам эксперта, цена на них застыла и «разморозки» в обозримом будущем не предвидится.
ПШЕНИЦА
На рынке пшеницы наблюдается некая стагнация, особенно это касается 3 и 4 классов. По словам эксперта, цена на них застыла и «разморозки» в обозримом будущем не предвидится.
— У ворот местных переработчиков цена на пшеницу не добавляется, а внешняя не так интересна для аграриев из-за высокого железнодорожного тарифа, — говорит Василий Стрельчук. — Пока аграрии стараются придержать третий класс, которого, я считаю, не так уж и много в Алтайском крае. Конечно, речь идет о «тройке» мукомольного качества. Казахстан для рынка пшеницы в Сибири не играет никакой роли, так как им самим не интересно наше зерно. Поэтому 3 и 4 классы застыли в цене и продолжают стоять на месте, при этом 5 класс начал интенсивно догонять «четверку». Сейчас «пятерку» с небольшим количеством пророста можно спокойно продать по 13 тысяч рублей за тонну на вагоне. Конечно, он полностью вывозной, но я думаю, что скоро проснется алтайская переработка и начнет догонять эту цену.
По словам эксперта, внутренний региональный рынок может оказаться интереснее для агрария. На субсидирование ж/д тарифов было выделено около 9 млрд. рублей, что не так уж и много для Необъятной. Как только исчерпается лимит, тариф перестанет быть субсидированным, и это уронит цену на пшеницу.
Основным мерилом цены на рапс является рапсовое масло, точнее его позиции на китайской бирже.
РАПС
Основным мерилом цены на рапс является рапсовое масло, точнее его позиции на китайской бирже.
— А биржа стоит, и, как я уже говорил ранее, упал курс юаня, — говорит Василий Стрельчук. — Мы сейчас покупаем рапс практически в ноль — получается такая «работа ради работы». Впрочем, есть основания полагать, что курс через какое-то время подрастет. Пиковое потребление рапсового масла в Китае было именно в канун их Нового года, а сейчас наблюдается небольшая стагнация. Но мы думаем, что оптовики всё равно начнут рапсовое масло покупать и цена немного разогреется.
Собеседник подчеркивает, что нынешняя цена на рапс в экспортном союзе SEUS — 37 тысяч рублей за тонну — считается не через масло и жмых: «Мы в каком-то смысле делаем ставку наперед».
По мнению эксперта, только после праздников китайские покупатели смогут определить пул своей потребности в рапсе. Вероятно, цена еще может вырасти — примерно до 40 тысяч рублей за тонну.
По мнению эксперта, только после праздников китайские покупатели смогут определить пул своей потребности в рапсе. Вероятно, цена еще может вырасти — примерно до 40 тысяч рублей за тонну.