ЛЁН
— Лён в Алтайском крае стоит колом как в цене, так и физически на складах, — говорит Василий Стрельчук. — Китайским партнером уже не интересен лён с потемневшими зернами, которого в этом сезоне довольно много, так как им везут более светлое и красивое зерно из Канады. К тому же у нас в регионе по-прежнему остро стоит проблема с загруженностью железной дороги. Если с перевозкой контейнерами ещё более-менее нормально, то вагонами вывезти зерно практически невозможно. Пять вагонов в месяц, которые можно согласовать с РЖД, это капля в море.
— Мы стараемся продать весь свой лён до мая, отгрузить его и забыть, — подчеркивает собеседник «АК. — Ограничения на железной дороге были и будут, поэтому, вероятно, не весь лён успеет, что называется, пролезть. Поэтому на рынке льна сегодня наблюдается напряжённость.
ПОДСОЛНЕЧНИК
— Две недели назад цена на подсолнечник в южных регионах России доходила до 33-34 тысяч рублей за тонну без НДС, а сейчас он спокойно уходит и по 40 тысяч, — говорит Василий Стрельчук. — Что в итоге происходит на рынке переработки: во-первых, имеет место большая пошлина на экспорт подсолнечного масла, которая сегодня достигла 17500 рублей за тонну. Страны ЕС тоже ввели свои пошлины на ввоз масло, и продавать его там стало очень тяжело. Индия тоже «троит» — цены мечутся то вверх, то вниз. Какое-то время переработчики, особенно крупные, работали на запасах сырья — то есть в себестоимость закладывались ещё осенние цены на семечку. Но запасы заканчиваются. Видя, что фермеры не сдаются, маслоэкстракционные заводы начали делать импульсные покупки на рынке, который явно сейчас за продавцом. МЭЗы выбрали такую политику: главное, не стоять, будем работать, но при этом явно проигрывают в противостоянии с фермером. А значит, переработчики работают либо в ноль, либо уже в минус.
ПШЕНИЦА
— У ворот местных переработчиков цена на пшеницу не добавляется, а внешняя не так интересна для аграриев из-за высокого железнодорожного тарифа, — говорит Василий Стрельчук. — Пока аграрии стараются придержать третий класс, которого, я считаю, не так уж и много в Алтайском крае. Конечно, речь идет о «тройке» мукомольного качества. Казахстан для рынка пшеницы в Сибири не играет никакой роли, так как им самим не интересно наше зерно. Поэтому 3 и 4 классы застыли в цене и продолжают стоять на месте, при этом 5 класс начал интенсивно догонять «четверку». Сейчас «пятерку» с небольшим количеством пророста можно спокойно продать по 13 тысяч рублей за тонну на вагоне. Конечно, он полностью вывозной, но я думаю, что скоро проснется алтайская переработка и начнет догонять эту цену.
РАПС
— А биржа стоит, и, как я уже говорил ранее, упал курс юаня, — говорит Василий Стрельчук. — Мы сейчас покупаем рапс практически в ноль — получается такая «работа ради работы». Впрочем, есть основания полагать, что курс через какое-то время подрастет. Пиковое потребление рапсового масла в Китае было именно в канун их Нового года, а сейчас наблюдается небольшая стагнация. Но мы думаем, что оптовики всё равно начнут рапсовое масло покупать и цена немного разогреется.