— В этом сезоне довольно успешно продвигается торговля зерном с Китаем, — говорит Василий Стрельчук, управляющий АО «Сиболеум», входящего в структуру холдинга SEUS. — В августе были заключены контракты с крупными экспортными компаниями на поставку зерна в сентябре. Из-за погодных условий на Алтае задержалась уборка примерно на полторы-две недели. Соответственно, все сроки начинают немного сдвигаться. Однако мы никак не ожидали, что в начале сезона не сможем отправить грузы в восточном направлении.
— Проблема в самой структуре БАМа, имеющего всего одну линию, — говорит Василий Стрельчук. — Его давно пора расширять. Сейчас по этой магистрали идут военные грузы, весь уголь с Кузбасса и плюс наше зерно.
Поэтому сложилась такая ситуация: мы просто не можем отправить зерно!
Запрашивали согласование отправить в сентябре 400 вагонов, получили разрешение на... 25. Коллеги из Новосибирской области запрашивали согласие на проход 800 вагонов - получили 40...
В итоге мы должны перестроить логистику и объяснить нашим партнерам в Китае, почему не поставим продукцию вовремя.
А ведь доставка зерна вагонами - это не последний этап перевозки. Дальше сибирское зерно планировалось погрузить на корабль. Но теперь, когда объем партии по независящим от экспортёров причинам, в разы уменьшился, о каких кораблях может идти речь?..
— Эта ситуация - общероссийская, — подчеркивает Стрельчук. —Год назад с похожим сюжетом мы столкнулись в ноябре, когда регионы завершили уборку. Тогда мы пришли к такой схеме: сначала заказывали вагоны, а потом уже оформляли согласование перевозок по форме ГУ-12.
Сегодня нам пригоняют вагоны, РЖД задерживает согласование, вагоны стоят - и мы начинаем платить штрафы из-за простоев.
Пришлось принять непростое решение. Мы продолжаем покупать зерно у фермеров — но как только у нас кончатся емкости или деньги, мы прекратим закупку, потому что в итоге попросту не сможем его вывезти.