«Сегодня нет ни одного документа, официально подтверждающего ограничения на ввоз зерна в Казахстан по железной дороге. У нас отгрузка производится, разрешения от РЖД по форме ГУ-12 согласованы. Сможем ли мы согласовать отправку зерна в октябре, мы узнаем только в первых числах месяца. А что касается запрета на ввоз зерна автотранспортом, то на данный момент есть противоречивые данные: некоторые СМИ республики пишут, что его снимут и нового не будет, а некоторые — что наоборот продлят ещё на 10 месяцев».
«Если введут ограничения и на ввоз по железной дороге, то казахстанский рынок двинется по следующему пути: сначала они вывезут своё зерно на экспорт по высокой цене, а затем начнут скупать российское, — говорит Василий Стрельчук. — Наше зерно всегда дешевле и оно роняет для их сельхозпроизводителей маржу.
«В прошлом году не было никаких ограничений, но каждую неделю станции перехода на Казахстан — Кулунда и Локоть — выносили запреты и ограничения, — рассказывает Василий Стрельчук. — Скажем, мы загружаем 20 вагонов, у нас забирают только 5, а всё потому, что перегружена казахская железная дорога. Создается коллапс, вагоны с загруженным зерном стоят, и мы начинаем платить штраф.
Если будут новые правила игры, мы просто подстроимся под них. Так или иначе, будет плановый вывоз. Ну и, наверное, казахские фермеры хорошо заработают. Наши — тоже, но чуть позже зарубежных коллег. Цена, кстати, там интересная. Казахстан дает всё больше денег за зерно, за неделю цена выросла примерно на 1,5 тысячи рублей за тонну».
«В итоге у алтайского фермера получится продать пшеницу 3 класса быстро и дорого, — говорит управляющий АО «Сиболеум». — Маржинальность придет в наш регион».