Вокруг света

Восток — дело тонкое! Что мы увидели в Узбекистане.

Позже докупили аж по 800 рублей билеты из Ферганы в Ташкент – и вуаля, неделя в Узбекистане наша! Дней мало, а мест, которые хотелось увидеть, много, поэтому график путешествия был плотным.

ТАШКЕНТ


Честно говоря, город особого впечатления не произвел. Непродуманное устройство дорожной сети — по широченной проезжей части, не сбавляя скорости, несутся «дэу» и «ланосы», загрязняя столичный воздух и не намереваясь пропускать пешеходов — это здесь не приветствуется. Друг рассказывал, что однажды пытался попасть на другую сторону дороги, но принял решение не рисковать молодой своей жизнью и вызвал‑таки такси.

Ташкент входит в мировую двадцатку городов мира с самым загрязненным воздухом. Сказывается и автопарк столицы, состоящий из полумиллиона машин, и в разы превышенный показатель фоновой пыли — даже городские парки не в силах улучшить ситуацию. Нам повезло — на новогодние праздники сто-
лица Узбекистана словно очистилась к приезду гостей. 31 декабря даже выпал снег, представляете? Мы оказались в настоящей восточной сказке.

Легендарный рынок Чорсу в Ташкенте. Буйство красок, звуков, запахов и вкусов!

БУХАРА

Новогодняя ночь в гостях у друзей — а в 7 утра садимся в скоростной поезд до Бухары. Поезд, надо сказать, комфортный и действительно быстрый — без малого 500 км проезжаем за 4 часа. Древний город встречает ярким солнцем и пронзительным холодным ветром — неудивительно, ведь за низкими стенами Старого города — пустыня.

Когда‑то Бухара была важнейшим пунктом на Великом Шелковом пути, сюда шли многочисленные караваны с товарами. Да что говорить о тысячах безымянных купцов или странствующих дервишей! В Бухаре жили и творили знаменитые Омар Хайям, Ибн Сина и Рудаки. В какой‑то момент город именовался Бухарой Шариф, что означает Бухара Священная. Мечети и медресе (религиозные учебные заведения) славились по всей Средней Азии. Правда, многие из них были разрушены после революции
1917 года, но те, что уцелели, сейчас находятся под охраной ЮНЕСКО.

Если поедете в Бухару, то смело закладывайте на ее осмотр пару дней. Историческая часть города небольшая, обойти ее много времени не потребуется. Обязательно загляните в мастерские, где ткут знаменитые ковры. Чем больше ковер в размерах и чем мельче и искуснее на нем узор, тем дороже изделие. Нам показали настоящее произведение искусства — ковер ценою в 120 тысяч долларов.

Если на такой предмет интерьера вам (как и нам) чуть‑чуть не хватает, то вполне можно заглянуть в лавку-кузню, где делают авторские ножи. Вот где стоит выбрать подарок себе и друзьям! Знаменитые бухарские ножи знают во всем мире (а теперь и на Алтае! Так ведь, Алексей Болотин и Сергей Путинцев?!). Кованые, из разных сплавов и прочнейшей дамасской стали, со сложными орнаментами, с ручками из редких пород деревьев и камней. Кухонные, охотничьи, коллекционные — каких тут только нет! Цены на ножи сильно варьируются и доходят до 5500 долларов.

Я приобрела себе недорогой легкий, удобно помещающийся руке, нож. Такой прослужит долго и останется напоминанием о поездке в Узбекистан. Кстати, если вы зададитесь вопросом, почему Бухара славится именно ножами, то охотно отвечу: так исторически сложилось. Город был расположен на пересечении торговых путей, массы людей посещали город, постоянные набеги и грабежи заставляли защищать свое имущество, семьи, приходилось ковать большие ножи с широким клинком, для использования в рукопашном бою. В более позднее время бухарский нож служил неким оберегом для владельца, защищавшим от злых мыслей и зависти.

Вооружившись подобным оберегом, не забудьте заглянуть в золотошвейную мастерскую. Бухарские ремесленники славятся ювелирным искусством и чеканкой, керамикой и вышивкой. Но подлинную всемирную славу Бухаре принесло искусство золотого шитья. Один из изящных видов художественного кустарного ремесла Узбекистана — золотое шитье — было развито больше всего именно в Бухаре. В XIX веке золотошвеи шили наряды только для эмира Бухары и его чиновников.

Эпитет «золотая» неоднократно звучит в стихах поэтов, воспевших Бухару. И, наверное, немалая заслуга в этом — золотого шитья, которым жители города издавна украшали свой быт, блеск и красота которого поражали воображение. Крупнейшая мастерская золотого шитья располагалась прямо в резиденции эмира бухарского, на территории Старого города. Работали в ней исключительно мужчины, женщины к ремеслу не допускались. А знаете почему? По одной из легенд это произошло потому, что золотые нити потускнели при виде женской красоты, и дабы не переводить дорогостоящие материалы, к шитью решили привлечь мужчин. Логично же!

Живая достопримечательность Бухары — верблюд Яша. Когда‑то на таких, как он, купцы везли по знаменитому Великому Шелковому пути свои товары


Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Простолюдинам золотое шитье не полагалось — да они на него и не покушались. Каждый знал свое место в феодальной иерархии: кому можно носить простой халат, кому с узкой золотой оторочкой по бортам, а кому сплошь зашитый золотым шитьем.

Нити накладывались поверх ткани параллельными рядами и прикреплялись к основе шелковыми или бумажными нитками. Тонкая работа! Но вернемся в настоящее. Для поездки в Бухару лучше выбирать весну или осень. Летом тут очень жарко, воздух раскаляется выше 40 градусов, а зимой может быть холодно — кстати, нынешний январь стал одним из самых холодных в стране за многие десятилетия, столбик термометра опускался до минус 25.

В Старом городе вы никак не пройдете мимо скульптуры с изображением Ходжи Насреддина. Веселый плут, обманщик и выдумщик, он является любимым и самым узнаваемым героем уз-
бекского фольклора. Кстати, у меня сложилось ощущение, что склонность к хитрости в крови у местных
жителей. Сколько раз за свое недолгое путешествие мы сталкивались с обманом! Что ж, таковы, наверное, особенности национального характера — ну или нам просто такие люди попадались.

САМАРКАНД


После пары дней в Бухаре едем поездом в Самарканд. Вот этот город понравился и впечатлил больше всего! Живой и зеленый, со множеством парков, с прекрасно отреставрированной площадью Регистан — историческим «сердцем» — он обязателен к посещению!

Столица империи Тамерлана, один из самых красивых городов Великого Шелкового пути, Самарканд внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО со статусом «Перекресток культур». Его невероятные медресе, мечети и мавзолеи, покрытые восточными узорами, пестрые торговые ряды и колоритные жители с их южным гостеприимством и темпераментом производят по‑настоящему яркое и незабываемое впечатление.

У Самарканда долгая и сложная история: самым ранним из найденных здесь артефактов больше 2700 лет, что делает город как минимум ровесником Рима. За это время его не раз завоевывали, обращали в руины и отстраивали заново. Одна из важнейших точек Великого Шелкового пути, разрушенная Чингисханом и возрожденная Тамерланом в качестве столицы империи, — каждая эпоха оставила свой архитектурный след, но все они смешались и перепутались.

Не сохранивший единого исторического центра Самарканд не выглядит столь цельным, как Бухара: древние мавзолеи и медресе, дореволюционные купеческие особняки, безликие советские пятиэтажки и деревянные домики частного сектора стоят вперемежку. Но изучать все самаркандские культурные слои не менее увлекательно, чем разглядывать товары на прилавках восточных торговцев.

Очень впечатлил мавзолей Гур-Эмир — там, в семейной усыпальнице династии Тимуридов, под исполинским лазоревым куполом покоятся сам Тимур Тамерлан, его наставники, сыновья и внуки.
Но под надгробиями, выставленными в большом богато украшенном зале под золотым потолком, ничего нет — сами могилы спрятаны за неприметной дверью в глубине склепа. Экскурсий туда не водят, ссылаясь на легенду о проклятии могилы Тамерлана. Гиды любят рассказывать, как иранский полководец Надир-Шах попытался увезти нефритовое надгробие Тимура в качестве трофея, но быстро вернул обратно, потому что в его стране начались землетрясения, эпидемии и прочие бедствия. Как группа советских ученых вскрыла могилу в июне 1941 года — и на следующий день началась Великая Отечественная. И как останки Тимуридов были перезахоронены с почестями в ноябре 1942 года — аккурат накануне битвы
за Сталинград, переломившей ход войны.
Порою кажется, что жизнь в стране замерла во времени.


Самый узнаваемый символ Самарканда — архитектурный комплекс Регистан, образованный тремя нарядными медресе XV‑XVII веков постройки и медресе Улугбека, одно из старейших духовных училищ в Средней Азии. У Регистана лучше взять гида — стоит эта услуга недорого, а информации вы получите столько, сколько нужно.

Помните сказки про восточных мудрецов? Какая самая популярная профессия у них была? Правильно, звездочет. По звездам пытались угадать будущее, их пытались изучать. Наверное, именно в древнем Самарканде зарождалась будущая астрономия. Пример тому — обсерватория Улугбека. На момент постройки обсерватория на холме Кухак за северной окраиной Самарканда была почти как космический центр NASA: едва ли во всем средневековом мире нашлись бы более современные и высокоточные астрономические приборы. К сожалению, от оригинального здания почти ничего не осталось — местные жители разобрали его кирпичи после смерти Улугбека. Сохранилась лишь часть грандиозного секстанта, при помощи которого измеряли высоту небесных светил над горизонтом, и еще несколько инструментов — увидеть их можно в расположенном рядом музее.

УЗБЕКСКИЙ ПЛОВ


Гуляя по Самарканду не замечаешь как проголодался. Значит, едем пробовать самый настоящий узбекский плов! И не в какой‑нибудь там ресторан — а в самую настоящую пловню, демократичное заведение для всех...

Пловня — это что‑то наподобие столовой, в которой изо дня в день готовят только плов в огромном казане. К плову подается традиционная лепешка, чай и овощной салат. Готовят здесь очень вкусно, не упустите возможности отведать настоящий узбекский плов с перепелиным яйцом. Однако учтите, что нужно постараться успеть в пловню до обеда — иначе еды вам просто не достанется. В выходные заведения тоже не работают — в эти дни узбеки готовят плов дома. Уму непостижимо, как можно всю жизнь питаться одним пловом — хотя бы и очень вкусным!

Раскрою вам маленький секрет: если хотите приобщиться к настоящей национальной кухне, поищите в Интернете адреса местных заведений. Как правило, они находятся за пределами туристических кварталов. В них вы не найдете алкоголя, зато сумеете проникнуться духом Востока и попробовать что‑то действительно вкусное. Для меня гастрономическим открытием стал хаш — что‑то вроде горячего холодца, густой похлебки с чесноком. Она, конечно, очень на любителя, но мне зашла на ура. Рекомендую!

Мы успели вовремя и отведали настоящий узбекский плов!


МОЛЧИ, ЖЕНЩИНА!


Вот и подошла наша поездка к завершению. Хотела добавить про отношение в Узбекистане к женщинам. Ехала и думала, что будет так, как в Таджикистане — и вперед пропустят, и сумку помогут донести. Нет. Женщина как самостоятельная единица в Узбекистане не существует.

Иду по отелю на завтрак, навстречу два местных жителя. Доброе утро, говорю. Будто не видят, не слышат. Девушка с ребенком и сумками тяжело бежит к трапу самолета — никто не поможет, не про-
пустит. Узбекские женщины, впрочем, тоже не искрятся открытостью и радушием. Думаю, что века в гаремах научили их хитрости, привили неискренность. Сложно нам со своим славянским менталитетом это понять.

Ради любопытства решила изучить, какое же положение занимают узбекские женщину. Позитивного мало, если честно. Итак, в семье женщина точно знает свое место. Браки заключаются по договору родителей в 95 % случаях. По принципу: Махмуду уже 20 лет, в этом году будем женить, ищем невесту. Никого не смущает такой подход. Жениху ищут невесту через знакомых, родственников, свах. Он выбирает (ой, нос большой, толстая, смуглая, невысокая, ни-ха-а-ачу).

Невеста обычно соглашается на то, что дают, рассуждая примерно так: брак согласован мои-
ми родителями, им виднее. Родители невесты предпочитают жениха побогаче, но не намного, чтобы у семьи жениха требования (по приданому и последующему финансовому сопровождению брака) не оказались завышенными.

На свадьбу копят десятилетиями (!!!), отказывая себе и детям во всем — все ради того чтобы позвать на свадьбу тысячу (!!!) человек. Плов обычно размазан по тарелкам; орешки, конфеты — «гостевые» (которые невозможно разгрызть, но которые стоят на столе в вазочках, создавая видимость благополучия), зато все потом говорят: «О, Абдурахмон-акя тыщу человек позвал на свадьбу!»

Общественное мнение довлеет над всеми. Главный вопрос — что скажут соседи, знакомые? Подметать двор надо, чтобы люди сказали: «Ой, у них хозяюшка хорошая». Не разводиться, иначе скажут, что женщина не смогла сберечь семью. Чтобы развестись, надо пройти длительную процедуру унижений — примирительная комиссия, где сидят старухи-аксакалки и с умным видом рассуждают, что терпеть надо, что ради детей, что развод — это позор для старых родителей и прочее. Побои, насилие, увечья — не повод для развода. Даже судебная и правоохранительная системы женщину не поддержат (скажут: наверное, сама довела).

Менталитет своеобразный. Все носят маски приятных, вежливых людей, счастливых семьянинов, порядочных профессионалов. В лицо вам никогда не скажут правды. Будут до последнего улыбаться, обещать все договоренности выполнить. По факту же — тянуть до последнего и не сделать.

…Такой он, загадочный и часто непонятный нам Узбекистан, сочетающий нищету и древность, привыкший к лести, пестроте, к вечному базару. Правильно говорят: Восток — дело тонкое!


P.S. Сельское хозяйство Узбекистана – важная отрасль узбекской экономики. Занимает 44 % рабочей силы страны и охватывает 17,6 % от ВВП страны. Пахотные земли составляют 4,4 млн га, или около 10 % от общей площади Узбекистана. Пустынные пастбища покрывают почти половину общей территории страны, на этих землях заводят овец. В Бухаре и его окрестностях разводят овец каракульской породы, шкуры которых являются традиционным экспортным товаром, но производство шкур каракульских овец в последние годы сократилось.

Хлопок является основной сельскохозяйственной культурой в Узбекистане. Кроме него в стране выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, а также рис, которые выращиваются в интенсивно орошаемых оазисах. В незначительных количествах выращивают — кунжут, лук, лен, и табак. Свежие фрукты в основном употребляются на внутреннем рынке страны, а сухофрукты экспортируются.

Автор: Мария ЧУГУНОВА.