Аграрная история

По Алтаю (Село Куяганское, Бійскаго уѣзда)

Сдача скота на комиссію въ артель


Какъ только приближается зима, по нашимъ селамъ и деревнямъ рыскаютъ скупщики скота.

Покупаютъ скота обыкновенно за безцѣнокъ, пользуясь безденежностью крестьянина, ибо въ то время вымолоченнаго хлѣба еще мало, а послѣднюю подать староста давно гнетъ съ него и которую староста благодаря его просьбамъ и клятвамъ,согласился отсрочить до осени. Если крестьянину не хочется отдавать свою скотину, чтобы ее продали на сельской сборнѣ - нужно подать уплатить. Вотъ, этимъ то временемъ и пользуется скупщикъ скота.

Часто приходится видѣть недавнее прошлое, когда крестьянинъ сдавалъ торговому кулаку за безцѣнокъ, а теперь онъ сдаетъ точь въ точь такому же благодѣтелю, паразиту свою съ трудомъ выкормленную и выпоенную имъ скотину.

Почему артельщикамъ не сдавать бы своего скота въ ту же артель, въ которую онъ сдаетъ молоко?

Опытъ о сдачѣ скота на комиссію производился у насъ.

Скотъ сдавали по записи довѣренному артельной лавки, у котораго онъ нѣкоторое время кормился. Не смотря на довольно большіе расходы на кормленіе и убой скота, а также провозъ въ г. Бійскъ, артельщики получили па голову больше, чѣмъ имъ давали скупщики скота, отъ 3-6 р. Скота было сдано на комиссію 150 головъ. Если брать среднюю цифру, то получается, что артельщики отняли у скупщика и положили въ свой карманъ 675 рублей. Это цифра довольно большая, чтобы надъ ней не позадумываться крестьянину. Сдача скота въ артель для нашего забитаго крестьянина настолько же важна, насколько важенъ артельный заводъ и лавка, и поэтому дай Богъ, чтобы она примѣнялась зъ большихъ размѣрахъ.

Дядя Ваня.




По Россіи и Сибири

Нашествіе волковъ

Въ Кологривскомъ и Ветлужскомъ уѣздахъ Костромской губ. наблюдается необыкновенное нашествіе волковъ.

Почтальоны, сопровождающіе почту, разсказываютъ, что они подвергаются часто нападенію «сѣрыхъ разбойниковъ». Около села Матвѣева по проселочнымъ дорогамъ бродятъ большія стаи голодныхъ волковъ, въ 40-50 штукъ. Много пропадаетъ у крестьянъ домашняго скота. Въ ночное время жители деревень опасаются въ одиночку ходить или ѣздить не только въ проселкахъ, но и по торговому тракту.

Вблизи деревни Большіе Рѣдки голодная стая волковъ напала на молодого парня, который одинъ отважился идти на «бесѣдки» въ сосѣднюю деревню (разстояніе 3 версты). Отъ смѣлаго крестьянина на другой день нашли однѣ ноги и то потому, что онѣ были въ валенкахъ. А туловище, руки, голова были съѣдены.

Крестьяне разсказываютъ еще нѣсколько случаевъ подобныхъ смертей. Населеніе въ паникѣ, мѣстные охотники боятся уходить въ лѣсъ далеко отъ жилья. Нашествіе волковъ въ Костромскую губернію приписываютъ «перекочевкѣ» сѣраго звѣря изъ Вологодской и Архангельской губерній.

**

Деревенскій прогрессъ

Крестьяне большого села Канадей (около Сызрани), видя, что пьянство въ народѣ увеличивается и пагубно отражается па его благосостояніи, на общемъ сходѣ постановили закрыть сельскій трактиръ, винную лавку и шесть пивныхъ лавокъ.

Вмѣсто питейныхъ заведеній крестьяне открываютъ теперь въ своемъ селѣ кинематографъ.

**

Бродяги въ деревняхъ

Ростъ шинкарства и повальное пьянство въ деревнѣ повели къ тому, что обнаглѣли всевозможные нищіе, бродяги попрошайки. Требуютъ прямо на водку, а не дать - грозять поджогомъ.

Крестьянинъ П.А. изъ Вятской губерніи пишетъ, то у нихъ этихъ бродягъ называютъ „слонами" (отъ слова слонять я, бродяжничать). Идетъ такой слона, и кричитъ:

- Подайте здоровому, краснорожему на каменно строенье, на казацкое разоренье, на стеклянный колоколъ.

Эти «слоны» - дорогіе гости въ шинкахъ, гдѣ ими все выпрошенное спускается.

**

На славу!

Недавно одинъ богатый кипринскій крестьянинъ выдавалъ замужъ свою дочь. На свадьбѣ выпили 40 ведеръ водки.

Въ простотѣ душевной думалъ мужикъ угодить роднымъ и знакомымъ и съ большого ума пропоилъ болѣе 500 руб.

А теперь кипринцы надъ нимъ же и смѣются. Хотѣлъ уваженіе водкой купить, а вышло только сдѣлалъ изъянъ своему карману.


Журнал "Алтайский крестьянин", 1913 год.