Разбрасывание удобрений: избежать комков
«В нашу технологию очень гармонично вписался самоходный опрыскиватель «Туман-2». Эту машину мы приобрели три года назад. С учетом наших потребностей брали сразу комплектом: самоходную базу, два модуля - разбрасыватель и опрыскиватель, проставки и два комплекта колес: узкие и «дутики», - рассказывает Сергей Васильевич. - Могу сказать сразу - машина нам очень понравилась. Со своими задачами она справляется отлично, однако, учитывая специфику хозяйства, мы внесли ряд изменений в ее конструкцию. Основные наши нововведения коснулись разбрасывателя. Дело в том, что из минеральных удобрений на наших полях мы вносим только сульфат аммония. Он имеет кристаллическую структуру, не вымывается, не выветривается и дает отличный результат. Но есть и минусы - удобрение мы получаем не всегда хорошего качества, зачастую сульфат аммония поступает в закомкованном виде, и его перед разбрасыванием требуется раздробить на более мелкие фракции. Лишнего времени доводить удобрения до рабочей кондиции у нас, как правило, нет - сроки полевых работ очень сжатые. Удобнее всего это делать в процессе работы машины, чтобы не выполнять дополнительные технологические операции. Поэтому мы добавили в конструкцию разбрасывателя «Туман» несколько собственных ноу-хау».
«Сзади разбрасывателя имеется заслонка, которая состоит из двух шиберов. Наружный открывает и закрывает подачу удобрений на транспортерную ленту, управляется из кабины. Внутренний регулируется вручную по шкале и изменяет норму внесения, - продолжает глава хозяйства. - Сюда мы добавили механизм с воздушным цилиндром и управлением с кнопки из кабины, который позволяет своевременно удалять набирающиеся комочки удобрений. Также для удобства механизатора мы сделали платформу-подставку, позволяющую контролировать процесс загрузки в бункер».
«На разбрасывание весной мы выходим, как только уйдет вода и почва слегка подсохнет, - отмечает Сергей Медведев. - На «дутиках» по влажной почве «Туман-2» идет ровно, не проваливается. Раньше нередко бывало так, что тяжелые трактора с прицепными разбрасывателями на влажной земле оставляли колею в 20 см и более, что создавало определенные трудности при посеве. А сейчас первое разбрасывание минудобрений мы осуществляем на колесах сверхнизкого давления, и почва не повреждается. При этом самоходка показала отличную производительность: если раньше 40-60 га в смену мы отрабатывали двумя прицепными разбрасывателями, то теперь «Туманом» мы делаем сотню, а то и больше. Прошлой осенью сроки нас поджимали (погода не баловала, да и удобрения с запозданием пришли), и мы за трое суток разбросали сульфат аммония на 1200 га полей по всем культурам - фактически по 400 га в сутки. В итоге мы все успели сделать вовремя».
Опрыскивание посевов: никаких повреждений
«Модульная конструкция машины позволяет оперативно заменить блок разбрасывателя на опрыскиватель, - продолжает Сергей Васильевич. - При работе с СЗР по разным культурам технология у нас давно отработана. В зависимости от стадии развития растений мы регулируем высоту штанги опрыскивателя. При этом первое опрыскивание мы обязательно проводим на широких колесах с низкой штангой, потом по мере роста растений выходим в поле на узких колесах без проставок, их ставим, когда уже начинаем работать по колосу. Делаем мы это для того, чтобы высота штанги была оптимальна и этим добиваемся максимально эффективного опрыскивания. Отмечу, что у нас в поле следов от проходов опрыскивателя на широких колесах не остается совсем. Клиренса машины нам вполне хватает, растения не травмируются. Если говорить о зерновых, то они у нас импортных сортов - низкорослые, «Туман» по ним отлично работает. Думаю, что и по более высокому стеблю он будет проходить без проблем. Мы уже рассматриваем такой вариант и продумываем особое приспособление из плотной прорезиненной ткани или брезента, которое можно крепить на днище «Тумана», благодаря чему колос не будет травмироваться, пролетая под машиной мягко, не ударяясь по мостам».