Новости АПК

Обзор цен на основные сельхозкультуры на 23 ноября 2023 года

По пшенице на этой неделе у экспортеров нет никаких новостей. И не сказать, что это затишье перед бурей, скорее, принятие свершившегося факта. А вот у тех, кто всё еще делает ставки на рапс, есть повод к некоторым огорчениям.
Но главная проблема, которую сегодня обсуждают экспортеры зерна — это новые правила игры в системе ФГИС «Зерно». Они оказались внезапными, как и любая другая дурная весть. Речь о возложенных на экспортеров новых обязательствах при вывозе продукции на экспорт — отныне делать выписки из СДИЗ (система дистанционного измерения зерна) нужно не на всю партию к реализации, а на каждое транспортное средство, развозящее данную партию.

Что это значит для экспортеров зерна? Специалисты компаний теперь должны практически вручную расписать данные СДИЗ на каждый грузовик — пятнадцать или даже двадцать машин, вывозящих одну партию, скажем, в Казахстан. Вносить нужно все показатели, которые положены по сертификату безопасности и качества зерна, а их довольно-таки много.

В случае экспорта в Китай СДИЗы также выписываются на каждую единицу техники — в данном случае вагоны, и если ранее для ввоза в Поднебесную экспортеры заполняли четыре основных показателя, то сейчас их стало более пятидесяти. В итоге экспортные компании могут столкнуться с необходимостью расширять штат только для того, чтобы успевать работать в программе, не теряя объемов и скорости.

И это проблема межрегионального уровня, говорят эксперты. Нововведения, которые появляются во ФГИСе, как правило, не согласовываются с основными их адресатами. И создают в итоге огромные проблемы.

Одна из потенциальных проблем, которая пока не проявили себя во плоти, но волне может — это дополнительная нагрузка не только на программу и ответственных за нее лиц, но и на лаборатории, производящие экспертизу по требуемым характеристикам. Насколько увеличится объем их работы? А главное, будут ли они справляться с нагрузкой и насколько увеличится срок выполнения этих заявок? Экспортерам, поглядывающим на кривые бирж, важно, чтобы темпы вывоза продукции не тормозили о новый бюрократический пакет.

Если говорить о динамике цен, то сегодня у большинства переработчиков возникают серьезные проблемы с рапсовым жмыхом. К волатильности рапсового масла все уже привыкли — это такой продукт, который сильно зависит от большого количества часто меняющихся индексов. Но все эти переменные в принципе наблюдаются биржей, и в итоге можно поймать цену, что называется, за хвост. Паковое хранение позволяет переработчикам сыграть хорошую игру. Так, в последний месяц цена рапсового масла прыгает в диапазоне плюс минус двести юаней.

А вот по рапсовому жмыху весь ноябрь наблюдается тенденция только к падению. Сегодня премия от цены внутренней реализации рапсового жмыха — всего лишь пара тысяч рублей. А если учесть тот объем времени, сил и средств, которые были потрачены компаниями-переработчиками на аккредитацию заводов под экспорт жмыха в Китай, то эта условная премия никак не окупается. Соответственно, переработчикам в ближайшей перспективе придется продолжить снижение цены на рапс как сырье.

Запасы рапса на складах сельхозтоваропроизводителей есть, сырьем переработчики обеспечены, а вот его вывоз за рубеж идёт с трудом, через узкое горлышко — согласовываются всего около 10 процентов поданных заявок по форме ГУ-12. Вероятно, в обозримом будущем экспортные компании начнут отказываться от экспорта рапса и постепенно перейдут на другие культуры.
P.S. Цены, которые упоминаются в обзоре, являются спотовыми, то есть ценами, по которым покупается реальный товар на текущий момент времени. Это совершенно не означает, что компании будут готовы закупаться по этим ценам! У каждого покупателя есть свои потребности и свое видение цены. В обзоре отражается лишь мнение и видение ситуации компании "SEUS".
Новости