Новости АПК

Падение цены и заторы на «железке»: к чему могут привести ограничения на ввоз российского зерна в Казахстан

Буквально вчера в Казахстане увидел свет официальный правительственный документ, ограничивающий импорт российского зерна. Ввозить пшеницу теперь можно только на лицензированные элеваторы, мукомольные предприятия и птицефабрики.
Разбирались, как новый порядок торговых взаимоотношений двух стран повлияет на аграрный рынок Сибири в целом и Алтайского края в частности - основных зерновых «доноров» Казахстана. У экспортеров пока ещё не сложилось понимание общей картины, а ранее поданные заявки на доставку зерна в октябре одобрены и на российском сегменте железнодорожного транзита, и на казахском.
- Сегодня в структуре КЖД определяется список лицензированных элеваторов, до которых будут согласовываться ГУ, - говорит наш постоянный эксперт Василий Стрельчук, управляющий АО «Сиболеум», входящего в структуру холдинга SEUS. - Пока все заявки по форме ГУ-12, которые мы успели подать на этот и следующий месяц, были согласованы. Сейчас в Астане находятся наши специалисты, они принимают участие в аграрном мероприятии - коллеги говорят, что Казахстаном ещё может быть определен дополнительный план поставок российского зерна на октябрь.
По словам эксперта, транзит российского зерна Казахстанские железные дороги намерены согласовывать в последнюю очередь, после перевозки внутренних грузов и продуктов мукомольной промышленности – они в приоритете.
- Единственные направления по казахской «железке», которое нам так и не согласовали, - это транзитный экспорт на Узбекистан, - рассказывает Василий Стрельчук. - Если говорить о лицензированных элеваторах, то их может быть сколько угодно - мало или, наоборот, много. Их количество еще определяется. Кроме них нашими клиентами могут стать мукомолы или птицефабрики.
В итоге из прежней схемы поставок зерна и продуктов его переработки полностью исключают трейдеров, которые покупали зерно в России и перепродавали на внутреннем рынке Казахстана либо отправляли на реэкспорт. Я думаю, что на лицензированных элеваторах обязательно появится «утечка» зерна. Но появится она нескоро. Сейчас пока видно одно: количество клиентов станет меньше, предложения будет больше, и в итоге начнется снижение цен на зерно.

Сегодня в Казахстане есть около 160 лицензированных элеваторов, однако не факт, что все они попадут в списки КЖД. Если количество элеваторов, которым будет доступна железнодорожная логистика, заметно сократится, то помимо снижения цены экспортеров ожидают проблемы с «заторами» на железной дороге, которые и без того имеют место быть.

А пока экспортеры и их казахские партнеры ждут четких правил новой игры.
Мы есть в соцсетях:
Телеграм, ВК, ОК, Дзен
Новости