Новости АПК

Неправильный бутерброд: сливочное масло подхватило тенденцию прочих социально значимых продуктов

2024-10-28 16:23
Сливочное масло в этом году подорожало почти на 20 процентов, и основной рост цены пришелся на период с августа по октябрь. Таким образом вторая составляющая классического бутерброда оказалась одним из самых подорожавших продовольственных товаров.
В то же время крупные производители начали сокращать производство сливочного масла или приостанавливать отгрузки товара торговым сетям, одновременно предупреждая о повышении цен на эту категорию — об этом сообщают федеральные СМИ. Можно предположить, что вероятный дефицит ещё сильнее подогреет цену.

Один из участников рынка отмечает, что Россия всегда была дефицитной по молоку, пригодному для производства сливочного масла и сыров. Раньше эта брешь закрывалась импортом из Южной Америки, Новой Зеландии и других стран. Сегодня этот канал закрыт: отчасти из-за санкций, отчасти из-за стоимости. Импортное сырье для масла привязано к курсу доллара, что при нынешнем курсе рубля сильно бьет по себестоимости.

Эксперты называют исконной причиной подорожания масла именно дефицит жиров. Дальше эту пьесу разыграли санкции Запада и инфляция в России.
«В начале весны 1 килограмм сливочного масла в среднем про России стоил 650 рублей с НДС, в своем пике в сентябре цена доходило до 1 тысячи рублей за кг, — утверждает участник рынка. — Уже сегодня на полках виден дефицит. Скоро сливочное масло как сырье будет уходить кондитерам в преддверии новогодних праздников, и ценники снова могут разогнаться. Поднятие ключевой ставки может каким-то образом сбить цену, но предыдущие шаги в этом плане ни к чему не привели. Ведь инфляция в реальности гораздо выше, чем на официальной бумаге».
В Госдуме призвали установить ценовой потолок для сливочного масла как социально значимого продукта. Но за счет какого звена — производителей или ритейла? Как заявляют в «Руспродсоюзе», наценка торговых сетей на сливочное масло превышает 70%. А подорожание у производителя продиктовано объективными обстоятельствами.
— В течение двух лет цены на молочную продукцию значимо не менялись, — говорит Олег Махнаков, директор ООО «Рикон». — При этом подорожало всё, что входит в структуру себестоимости: от молока у сельхозпроизводителей до зарплаты сотрудникам маслозаводов. — Крестьяне давно говорили о том, что цена на товарное молоко ниже его себестоимости, — отмечает Олег Махнаков. — Буквально кричали, мол, мы терпим убытки на молоке, животных отправляем на бойню. Сегодня цена на товарное молоко поднялась примерно на 30-35 процентов. И это естественно привело к подорожанию молокоёмкой продукции. В течение двух последних лет дорожало всё, кроме молока и молочной продукции. И сегодня мы видим отложенный эффект.
Собеседник также отмечает, что сегодня нет затоварки складов ни сливочным маслом, ни сырами: вся произведенная продукция отправляется сразу в розничную торговлю. Если это ещё не дефицит, то уже ощутимая его грань. В обозримом будущем снижения цены на молочную продукцию не предвидится, считает Олег Махнаков. Производители — не единственные, кто закладывает прибыль, есть ещё торговые сети.

Кстати, в сети появилась информация, что в Россию начали завозить сливочное масло из Турции. Стоит «масло Эрдогана» 349 рублей за 125-граммовую упаковку. «Дома» оно стоит в два разе дешевле — 68,95 лир (₽195).
— Конечно, есть пределы покупательской способности населения, — подчеркивает эксперт. — И здесь два варианта: либо люди откажутся покупать дорогие виды молочной продукции, либо мы начнем импортировать более дешевое масло и сыры из других стран, чем окончательно добьем наших сельхозпроизводителей. Дефицита сливочного масла сегодня в магазинах не наблюдается. Оно всегда будет на полках, хотя, вероятно, в будущем снизится ассортимент.
Автор: Максим ПАНКОВ.
Мы есть в соцсетях:
Телеграм, ВК, ОК, Дзен
Новости