Новости АПК

Дьявол в деталях

Руководитель отдела запасных частей «АгроЦентрЗахарово» Сергей Тихомиров рассказал о грядущей межсезонной подготовке сельхозтехники, назревших сложностях и принятых в этом ключе решениях.

В новой реальности

За исправно работающей техникой на полях стоит сопутствующий труд, который начинается на заводах, продолжается на складах, дорогах и в мастерских. Значительную его часть выполняют дилеры. Прежде всего их работа – это сервисное обслуживание и поставки запчастей. Межсезонная подготовка и прежде требовала много сил, а сегодня она обрела новую форму и задачи, дилеры сегодня вынуждены проявлять гибкость и изобретательность.

Еще недавно сельхозтехнику зарубежных брендов и оригинальные запчасти к ним можно было купить беспрепятственно. Сегодня многие западные поставщики полностью остановили отгрузки в Россию. Еще в 2022 году ¾ от запланированных и предоплаченных поставок в итоге таки не пришли – по крайней мере, привычным путем. Это стало серьезным вызовом для дилеров. Во-первых, резко «сжался» выбор предложений по самоходной технике и начался активный поиск альтернатив. Во-вторых, прекратились поставки необходимых импортных комплектующих для уже работающей техники. Третьей проблемой стал валютный курс не в нашу пользу и трудности с расчетами. Все это – реальность, с которой сегодня приходится считаться и аграриям, и поставщикам.
Наиболее остро стоит проблема с комплектующими, необходимыми для гарантийного и постгарантийного обслуживания машин, которые сейчас на ходу. Это «горькое наследство» оставили дилерам ушедшие с нашего рынка западные производители техники.

Комплектующие, пусть и со сложностями, но приходят. Хотя и более долгим и дорогим путем. Тем не менее, дефицит и недокомплект уже дают о себе знать…

Еще не вечер

Со всем этим в той или иной мере столкнулись и в «АгроЦентрЗахарово», что потребовало в работе компании определенной трансформации. По линии отдела, которым руководит Сергей Тихомиров, работа охватывает 20 регионов страны: это Юг России, Черноземье, Урал и Сибирь.

Несмотря на то, что в официальном статусе многие западные заводы, а также их дистрибьюторы покинули российский рынок сельхозтехники, компания «АгроЦентрЗахарово», тем не менее, продолжает оказывать «остаточное» гарантийное и постгарантийное обслуживание, поддерживая крестьян всеми силами.
«По ряду брендов сельхозтехники каналы поставок оригинальных запчастей быстро оказались закрыты полностью либо частично. В прежние годы основной объем запасных частей (речь идет об оригиналах) мы закупали у официальных представителей. В России у них были свои склады, выстроенная логистика, которую обеспечивали транспортные компании с достаточно высоким уровнем сервиса. Схема была хорошо отработана за годы. Любой заказ оперативно доставлялся в нужный региональный филиал – и требуемая запчасть быстро вставала на определенную машину», – поясняет руководитель отдела запасных частей «АгроЦентрЗахарово».
Сегодня картина изменилась кардинально. Хотя, по словам Сергея Тихомирова, все небезнадежно. Компании «АгроЦентрЗахарово» в этом плане повезло больше других. Часть зарубежных поставщиков-партнеров осталась. Однако параллельно пришлось оперативно искать новые каналы поставок и новых поставщиков.
«Да, часть поставщиков, по сути, бросила нас: ни новых поставок, ни техподдержки. Где-то нам пришлось самостоятельно брать на себя роль дистрибьютора, то есть работать с новыми заводами напрямую, размещать заказы, сопровождать их – в том числе через таможни и так до конечного пункта в хозяйство, – продолжает Сергей Тихомиров. – В плане альтернативных путей поставок из Европы – мы их отыскали. Но по мере развития ситуации на Украине, а как следствие – санкций, картина быстро менялась. Если в первое время нам удавалось ввозить запчасти, например, из Польши и Прибалтики, то вскоре эти каналы были заблокированы. Были и конфискации, и возвраты грузов».
И все же пути поставок - в том числе оригинальных запчастей для сельхозтехники - у компании есть и сейчас. Но одновременно приходится изыскивать лучшие аналоги - проверенные варианты, как правило, азиатского производства. В то же время технико-технологические требования никто не отменял, в том числе к этим аналогам.

По словам Тихомирова, почти любую деталь сегодня можно изготовить и визуально она будет почти неотличима от оригинала. Однако есть условия к прецизионности (к высокой точности), составу сплава, закалке металла – этого требует правильная эксплуатация машин.
«Мы не остановимся и будем и впредь обеспечивать работу наших клиентов. В плане регламентированного (планового) ремонта острых вопросов сейчас нет. Практически все есть – или в наличии, или привозится заранее – это хорошо прогнозируется, – отмечает Сергей Тихомиров. – В плане сложного критического ремонта по определенным позициям стали недоступны оригинальные запасные части. И это надо признать. Мы сами всегда настаивали и прививали нашим клиентам принцип – использовать именно оригинальные запчасти, потому что это определенный уровень качества и надежности. Не отходим от этого и сегодня, стремимся максимально обеспечить снабжение по заявкам аграриев».
В плане более наукоемких узлов сельхозмашин присутствуют определенные сложности – не в случае небольших ремонтов. Суть в том, что сами зарубежные производители изготавливают у себя далеко не все элементы. На базовый завод могут приходить детали, сделанные на десятке других предприятий по всему миру. Получить доступ к ним значительно проще.

Так или иначе

Нынешний сельхозсезон в Алтайском крае подходит к завершению, в других регионах он уже завершен. По части предстоящей межсезонной подготовки у аграриев высвобождается время, в том числе и для того чтобы без ущерба для основного производства привести свою технику в порядок на будущее. В это время машины и агрегаты получают дефектовку, а по необходимости – ремонт.
«Есть машина, которая ранее была поставлена в хозяйство: трактор ли, комбайн или сеялка. В любом случае наши сервисные службы полностью дефектуют технику, выявляют ее износ. Затем составляется перечень запасных частей, которые необходимы сейчас или могут потребоваться вскоре, – поясняет Сергей Тихомиров. –Что-то нужно заменить, что-то - отремонтировать, а что-то мы рекомендуем взять про запас. Так выглядит один из этапов нашей работы».
На втором этапе уже начинается аналитика, которая исходит из того, что в компании изучают наиболее востребованные позиции – определенные детали и узлы, сегментируют их и прогнозируют будущие поставки. Региональные филиалы компании непрерывно общаются: с одной стороны – с сельхозтоваропроизводителями, с другой – с отделом запасных частей. Исходя из этого формируются заявки в отдел: номенклатура и количество необходимых запчастей и расходников, чтобы закрыть потребности клиентов «АгроЦентрЗахарово».
«Уже на этом этапе мы понимаем – что-то мы можем предложить хозяйству в оригинале. Если же такой возможности нет, тогда опираемся на свои наработки по деталям-аналогам, которые мы уже подобрали и проверили. Чаще всего это будет гораздо быстрее и доступней. Китай, Турция, даже Индия, – рассказывает Сергей Тихомиров. – На третьем этапе с этими заказами мы идем к поставщикам или производителям: размещаем заказы на производстве, привозим и закрываем потребности».
Важный для понимания аспект, по мнению Тихомирова, кроется в новых, иногда непреодолимых обстоятельствах.
«Люди должны понять, что если определенной позиции, определенной детали нет в России, то найти и привести ее за две недели– это просто невозможная задача. Теперь для этого нужно в разы больше времени. А иногда это просто невозможно, – объясняет Тихомиров. – Ситуация не позволяет работать так, как это было полтора года назад –заказать и быстро получить. Даже в плане работы с новыми китайскими партнерами это накладывает определенные временные ограничения. Порой просто перевести деньги, учитывая отключение России от системы SWIFT, – непростая задача».
Более того, если прежде, чтобы получить определенную деталь или узел межсезонной подготовки хватало с лихвой, теперь же это требует значительно больше времени и сил.
«Положа руку на сердце, сегодня вообще никто не сможет дать 100%-гарантии, что определенная деталь придет, тем более в установленный срок. У нас есть такие позиции, которых мы и наши клиенты ждем уже почти год,– объясняет Тихомиров. – В этом плане мы стараемся найти альтернативу, находимся в постоянном диалоге с нашими клиентами и поставщиками. И если поставка все-таки возможна – люди готовы ждать. Ведь они заплатили деньги- и мы заплатили деньги, а учитывая курс валюты, сейчас просто невыгодно их забирать, тем более с учетом роста цен».

Соблюдая регламент

Второй важный аспект, на который указывает Сергей Тихомиров, в том, что правильная эксплуатация техники и ее последующее плановое обслуживание, в нынешних условиях приобретают гораздо более важное значение. Причины очевидны: халатное отношение к технике теперь может обернуться для хозяйства серьезным ударом, если основная машина вдруг встанет посреди посевной или уборочной.
«При эксплуатации техники всегда необходимо строго соблюдать регламент. Техника, особенно самоходная, должна получать регулярное техническое обслуживание: двигатель, трансмиссия, гидравлические системы. В каждом случае необходима своевременная замена технических жидкостей. Если есть признаки нарушений в работе – нельзя затягивать с диагностикой».
По части расходников специалистами «АгроЦентрЗахарово» подобраны и апробированы все необходимые технические жидкости новых поставщиков, в том числе российских. Ограничений по закупкам деталей в компании нет.
Алтайский край – большой аграрный регион, поэтому у регионального филиала имеется два склада, дополнительный расположен в Кулундинской степи. В каждом филиале обрабатывают каждое обращение клиента: консультируют, подбирают и отгружают необходимые запчасти. Сервисная служба мобильна и полностью укомплектована.Ремонты выполняются как в полевых условиях, так и в мастерской, где есть все необходимое оборудование, приспособления и специнструмент.

Если рассматривать сервис «АгроЦентрЗахарово» в качестве единой службы, по всей России в ней работает более 180 сервисных инженеров. Причем у Алтайского края их штат один из самых больших.
Реклама
4CQwVszH9pUnJbpv4Vy
Новости