Добавление классов reklama
Новости АПК

Кто подсовывает липу?

Доля фальсифицированных или ввезенных без разрешения товаров, необходимых для работы аграриев, увеличилась за год на несколько процентов. Сельхозпроизводители беднеют и пытаются сэкономить, покупая подделки, пишет Forbes.
С другой стороны, есть жесткие ограничения по ввозу привычных им импортных семян и средств защиты растений (СЗР). Почему контрафакт стал значимым фактором для аграрного рынка, как фальсифицируется продукция и при чем здесь маркетплейсы, разбирался Forbes.
После введения санкций рынок ключевых компонентов производства в аграрном секторе наводнили контрафакт и подделки, рассказали опрошенные Forbes эксперты. Недобросовестные производители пытаются заработать, экономя на регистрационных затратах, маркетинге, качественном производстве; потребители тоже стремятся сэкономить, покупая продукцию не у официальных продавцов, говорит генеральный директор АО Фирма «Август» Михаил Данилов.
«Также проблема контрафакта во многом связана с сокращением импорта и консерватизмом фермеров, которые предпочитают пользоваться, например, привычным иностранным семенным материалом и идут на риск, чтобы приобрести именно его», — полагает управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании RUSEED Марк Гехт.
По оценкам экспертов Ассоциации «Национальный семенной альянс» (НСА) и Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур (НАПСКиМК), за последние 15 лет удалось существенно сократить объем контрафакта — доля семян неизвестного происхождения составляла не более 10%. «Однако в текущем сезоне наблюдается рост объема фальсифицированных семян, что связано со снижением доходности сельхозпроизводителей и, соответственно, увеличением спроса на более дешевые семена. Сегодня доля контрафактной продукции возросла до 15%», — говорит председатель Совета НСА Игорь Лобач.

«Около 10-15% объемов поставляемых на рынок семян являются подделками», — отмечает руководитель по продажам семян «Щёлково Агрохим» Андрей Подлесный. Хотя, добавляет он, оценку давать довольно сложно, так как никто не ведет официальный учет подобной продукции.
Количество случаев продажи контрафактной продукции на рынке семян растет, соглашается управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании RUSED Марк Гехт. Так, например, по подсолнечнику доля фальсификата оценивается в 7-12%, по кукурузе — 10-15%, но подделывают семена и других культур. «В стране 2,7 млн га под кукурузой. Потребность в посевном материале составляет около 81 000 т, в прошлом году было завезено 18 000 т импортных семян и использовано 37 500 т отечественных. Еще часть — семена иностранной селекции, произведенные на территории нашей страны. Оценка в 10 000-12 000 т фальсификата только по кукурузе вполне объективна», — подсчитывает он.
По самым разным оценкам, доля контрафактных пестицидов в России составляет порядка 15-25% всего оборота, рассказывает Епифанова, при этом 85% всех подделок ввозятся в страны ЕАЭС из стран Южной и Юго-Восточной Азии. «Доля может даже быть на уровне 30%», — говорит источник Forbes в отрасли. Рост количества контрафакта в этом сезоне эксперты оценивают примерно в 2%.

«По нашим оценкам, доля контрафактной продукции на рынке средств защиты растений (СЗР) может быть от 5% до 15%, хотя подсчитать очень трудно», — делится директор департамента продаж АО «Щелково Агрохим» Реваз Кавтарадзе. По данным Российского союза производителей химических средств защиты растений, внутреннее потребление СЗР в России составляет около 230 000 т, из них 160 000 т выпускаются в стране, 40 000 т из них — международными компаниями.
Один из источников Forbes в отрасли описывает такую схему. Мошенники могут закупать крупные партии оригинальных СЗР, получая все документы, а после смешивать их с веществами, к СЗР не относящимися, и уже эту смесь продавать. Такой фальсификат выявить сложнее. В продаже могут оказаться как просто подкрашенная вода, так и откровенно опасные соединения.

Фальсифицируют, по словам Кавтарадзе, обычно те продукты, которые успешны на рынке. Подделывают и фирменные канистры, и наклейки, и крышки. А этикеты приходится часто менять, чтобы было меньше времени и возможности их копировать.
Источник: Forbes
Мы есть в соцсетях:
Телеграм, ВК, ОК, Дзен
Новости