Сельское хозяйство в Эфиопии — основа основ экономики страны, на его долю приходится половина ВВП, 83,9 % экспорта и 80 % общей занятости. Однако сельское хозяйство в этой уникальной африканской стране больше напоминает глобальное огородничество, выведенное в абсолют — редкий фермер здесь имеет надел больше пары гектаров. Механизации практически нет, вспашка земли плугом, который тянут парочка буйволов, — вот типичный сельский пейзаж. И не все так гладко под жарким эфиопским солнцем: сельское хозяйство часто страдает от засух, деградации почвы, вызванной чрезмерным выпасом, обезлесением, а также от чисто человеческих проблем — высокого уровня налогообложений и плохой инфраструктуры.
И все же сельское хозяйство — самый многообещающий ресурс. Хотя бы потому, что Эфиопия — это страна кофе. Однако существует потенциал и для самообеспечения зерном, и для развития экспорта животноводства, зерна, овощей и фруктов. Поголовье домашнего скота в Эфиопии, кстати, считается самым большим в Африке.
Чтобы вы понимали: рабство в стране было ликвидировано только в 1940‑х годах, не в последнюю очередь под давлением мировой общественности. Однако часть бывших рабов оставалась у прежних владельцев в качестве зависимых крестьян, батраков или домашней прислуги.
В 1944‑м была реформирована налоговая система. Денежным земельным налогом были обложены все землевладения независимо от того, обрабатываются они или нет. Это новшество затронуло интересы крупных землевладельцев центральных и южных областей, где им принадлежали крупные массивы невозделываемой земли. Одни из них продали пустующие земли зажиточным крестьянам, применявшим наемный труд, другие, не находя покупателей, отказались от части земель в пользу государства, чтобы
не платить налога. В ряде случаев феодалы стали расширять запашку, прибегая к использованию наемного труда и превращаясь в сельскохозяйственных предпринимателей.
В тех же областях, где преобладало церковное землевладение, духовенство цепко держалось за феодальные формы эксплуатации и всемерно сопротивлялось социальным реформам. Сам император, концентрируя внимание на развитии инфраструктуры, сознательно ограничивал развитие национальной буржуазии, особенно в деревне. Положение эфиопских крестьян, в своей массе жестоко страдавших от безземелья и малоземелья, почти не изменилось. Арендная плата за землю составляла от 1 / 2 до 3 / 4 урожая, крестьяне выполняли ряд феодальных повинностей, платили налоги государству; их обирали
старосты, администраторы округов, судьи, полицейские.
В имперский период развитие аграрного сектора тормозилось рядом факторов, включая проблемы с арендой и земельной реформой, игнорирование правительством сельскохозяйственного сектора (сельское хозяйство получило менее 2 процентов бюджетных ассигнований, хотя подавляющее большинство населения зависело от сельского хозяйства), низкая производительность и отсутствие технологического развития.
Более того, во время засухи и голода 1972–74 годов имперское правительство отказалось помочь сельским эфиопам и попыталось скрыть кризис, отказавшись от международной помощи. В результате погибло до 200 000 человек.
И все же сельское хозяйство — самый многообещающий ресурс. Хотя бы потому, что Эфиопия — это страна кофе. Однако существует потенциал и для самообеспечения зерном, и для развития экспорта животноводства, зерна, овощей и фруктов. Поголовье домашнего скота в Эфиопии, кстати, считается самым большим в Африке.
ОСОБЫЙ ПУТЬ
Чтобы вы понимали: рабство в стране было ликвидировано только в 1940‑х годах, не в последнюю очередь под давлением мировой общественности. Однако часть бывших рабов оставалась у прежних владельцев в качестве зависимых крестьян, батраков или домашней прислуги.
В 1944‑м была реформирована налоговая система. Денежным земельным налогом были обложены все землевладения независимо от того, обрабатываются они или нет. Это новшество затронуло интересы крупных землевладельцев центральных и южных областей, где им принадлежали крупные массивы невозделываемой земли. Одни из них продали пустующие земли зажиточным крестьянам, применявшим наемный труд, другие, не находя покупателей, отказались от части земель в пользу государства, чтобы
не платить налога. В ряде случаев феодалы стали расширять запашку, прибегая к использованию наемного труда и превращаясь в сельскохозяйственных предпринимателей.
В тех же областях, где преобладало церковное землевладение, духовенство цепко держалось за феодальные формы эксплуатации и всемерно сопротивлялось социальным реформам. Сам император, концентрируя внимание на развитии инфраструктуры, сознательно ограничивал развитие национальной буржуазии, особенно в деревне. Положение эфиопских крестьян, в своей массе жестоко страдавших от безземелья и малоземелья, почти не изменилось. Арендная плата за землю составляла от 1 / 2 до 3 / 4 урожая, крестьяне выполняли ряд феодальных повинностей, платили налоги государству; их обирали
старосты, администраторы округов, судьи, полицейские.
В имперский период развитие аграрного сектора тормозилось рядом факторов, включая проблемы с арендой и земельной реформой, игнорирование правительством сельскохозяйственного сектора (сельское хозяйство получило менее 2 процентов бюджетных ассигнований, хотя подавляющее большинство населения зависело от сельского хозяйства), низкая производительность и отсутствие технологического развития.
Более того, во время засухи и голода 1972–74 годов имперское правительство отказалось помочь сельским эфиопам и попыталось скрыть кризис, отказавшись от международной помощи. В результате погибло до 200 000 человек.
Туристы едут в Эфиопию за экзотикой. Они словно совершают путешествие во времени — и из третьего тысячелетия попадают в Средневековье.
ВЕЧНЫЙ КОФЕ-БРЕЙК
Эфиопия — страна, о которой слышал каждый. И вроде бы всем нам хорошо известно это название с детства, однако о ней мы почти ничего не знаем. Более-менее продвинутый россиянин, конечно, может компетентно заявить, что Эфиопия находится в Африке и поставляет элитных бегунов на длинные дистанции. Однако на самом деле эта страна может показать туристу много удивительного. Красивые высокогорные долины и выжженную бесплодную низменность. Чистоту деревень, где жизнь замерла на тысячи лет, и грязь городских трущоб.
Эфиопия — страна контрастов, поскольку здесь бедность сочетается с древней и богатейшей историей, а удивительно живописные ландшафты с пустынями. Кто‑то скажет, что пустоши Эфиопии — летний филиал преисподней, а в горных долинах не побрезгуют провести отпуск небожители.
Здесь царит просто невероятная смесь, сочетающая несочетаемое, пестрый микс из совершенно противоположных культур, религий и языков. Кстати, а вы знали, что в Эфиопии свой собственный календарь, в котором летоисчисление отстает на восемь лет от западного, а количество месяцев и вовсе равняется тринадцати? Последнее объясняется тем, что первые двенадцать месяцев в Эфиопии имеют по 30 дней, а в тринадцатый входит остаток.
Эфиопия — страна кофе. Культ этого напитка здесь — почти религия! В среднем на каждого жителя страны приходится свыше десяти чашечек кофе в день. При этом в статистику вошли все жители без исключения, включая изрядное число грудных младенцев, так что реальное потребление кофе в Эфиопии еще выше. Собственно, такое положение дел вполне естественно, поскольку зерна этого дерева были обнаружены именно в Эфиопии и на территории той провинции, которая впоследствии и дала
имя этому напитку.
Пьют кофе здесь часто, но при этом не на бегу, не походя, как привыкли мы. А с чувством, толком, расстановкой. Кофепитию предшествует целый ритуал, который подразумевает приготовление напитка
исключительно в специальной керамической таре и обязательно на древесных углях местных пород дерева. Любой европейский бариста разрыдается горькими слезами зависти, отведав местный аутентичный напиток.
Кофе здесь пьют с самого утра и до позднего вечера, причем с обязательной закуской, в роли которой чаще всего выступает попкорн. Учитывая, сколько времени уходит на его приготовление, становятся ясно,
почему злые языки утверждают, что Эфиопия станет богатой только тогда, когда ее жители начнут работать, а последнее случится только в том случае, если они перестанут пить кофе.
Хотя сельское хозяйство и является основной отраслью экономики страны, большая часть операций совершается вручную. Механизации АПК почти нет.
ЖИЗНЬ В ТРАНСЕ
Африка вообще является экзотическим местом, однако эфиопы умудрились перещеголять даже своих соседей по континенту. Смесь, которую здесь образовали различные культуры и религии, сможет по‑
нять только житель этой страны или культуролог. Пробежав взглядом по толпе, можно увидеть человека в толстовке «Адидас», а рядом — его сверстника в традиционных одеждах. Традиционно же эфиопы себя одеждой не слишком обременяют. В праздники площади городов и весей пестрят, как юбка цыганки, от невообразимой смеси красок.
Особую роль в местной культуре играет музыка, которая отличается от африканских мелодий настолько же, насколько и от европейской музыки. Вообще, ее функция не столько увеселительная, сколько трансовая, поскольку основной ее задачей является введение слушателя именно в некое подобие расширенного состояния сознания.
Разумеется, не обходится и без танцев, которым эфиопы предаются столь же страстно, как и другие народы континента. Как ни парадоксально, но при всей строгости и религиозности местных жителей, некоторые танцы приобретают весьма вольный, а то и откровенно эротический подтекст, что жители воспринимают совершенно нормально.
Аддис-Абеба, столица Эфиопии, выглядит вполне современно, хотя в бедных кварталах можно увидеть людей, в прямом смысле живущих на тротуарах. Прогуливаясь по улицам столицы и крупных городов, вы можете увидеть повсюду на тротуарах странные бесформенные мешки. Не пинайте их ногами, аккуратно пройдите мимо. Потому что это вовсе не мешки, а люди, которые спят, укрывшись с головой грязными тряпками. Кусочек казенного тротуара и кусок дерюжки — вот вся их недвижимость.
В этом отношении провинция чище и ближе к природе. В удаленной от городов местности царит древний уклад. На протяжении многих веков людям верой и правдой служат традиционные дома — тукули, которые строят из прутьев, соломы и глины. У каждого племени такие дома имеют свои отличия. Но в целом это строения из соломы, бамбука и глины, с конусовидными крышами из камыша и дверным проемом. Иногда у таких хижин имеются окна. Внутри они спроектированы в виде одной или двух комнат.
Традиция создания таких домов передается из поколения в поколения. Еще 20 лет назад традиционные дома можно было увидеть даже в городах, но сейчас они сохранились только в сельской местности.
На севере Эфиопии есть огромная область, которая носит название Афар, и на ее территории проживают кочевые племена афаров (мусульмане) и тиграев (христиане). Вот там быт местного населения еще проще, а жизнь несопоставимо тяжелее. И это не удивительно — часть территории Афаров занимает низменность Данакиль с отметками минус 100 метров над уровнем моря. Летом эту территорию буквально выжигает адское пекло, термометры могут показывать +60 градусов в тени! Летом часть населения мигрирует в более пригодные для жилья местности, а с осени по весну кочевники возвращаются, чтобы заняться своим привычным делом: мужчины добывают соль, пасут скот, перегоняют караваны с товарами.
Соответственно, дома по большей части здесь разборные. Этакие палатки посреди голой, неприветливой местности без зелени и красок: только раскаленный камень и безжалостный глаз солнца.
КТО ТАКИЕ КОНСО
Самое многочисленное племя в Эфиопии — консо. Их примерно 500 тысяч. Территория, на которой расположены деревни народа консо, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь вечерами можно увидеть мужчин, увлеченно играющих в гебета́, это игра, немного похожая на нарды. Ее здесь настолько любят, что играют даже при отсутствии специальной доски — просто делают ямки в земле, а вместо шариков используют камни.
Типичный дом народа консо — это хижина с каменным основанием и внушительной соломенной крышей. Чтобы она не расползлась, сверху конструкцию закрепляют глиняным кувшином, который одновременно служит украшением. Деревни консо построены по плану: улицы с каменными стенами по спирали поднимаются к возвышенности, которая изначально становится основой застройки поселения. Выглядит это как укрепленное поселение, защищающее от зверей и врагов о двух ногах.
В сущности, деревни здесь друг от друга практически не отличаются: дом, двор, хозяйство, в хлеву — домашние животные, по улицам голышом бегают дети. Иногда можно увидеть, как какая‑нибудь почтенная мадам прямо на улице варит брагу из пророщенной пшеницы.
Периодически попадаются площади, на которых установлены столбы из связанных палок — это символ передачи власти. По традиции консо каждые 18 лет происходит передача власти поколений, поэтому по количество палок в связке можно определить возраст поселения. Нередко рядом
с такими связками можно увидеть тяжелый круглый камень. Это тест на зрелость. Чтобы уйти из родительского дома, необходимо пройти церемонию инициации: молодой человек, пожелавший жениться и выпорхнуть из родительского дома, должен продемонстрировать силу. Ритуал простой: поднять камень и перебросить его назад через голову. Получилось — значит можно жениться.
Дом народа консо — это хижина с каменным основанием и внушительной соломенной крышей.
НЕ КОФЕ ЕДИНЫМ
Из-за длительного господства феодальных отношений в эфиопской деревне агротехнический уровень сельского хозяйства пока низок, урожайность невысока. В центральной и северо-западной части Эфиопского нагорья преобладает пахотное земледелие, среди сельскохозяйственных культур основное место занимают зерновые. В большей части западных и северо-западных районов Эритреи, на востоке Тыграй, Уолло, на юго-западе и юге страны главное занятие населения — пастбищное животноводство, обычно сочетающееся с мотыжно-плужным земледелием. Полукочевое и кочевое скотоводство с редкими очагами земледелия распространено в сухих саваннах юга и востока, а также в низменных полупустынных областях Эритреи.
Основные продовольственные культуры — зерновые: теф, дурра (вид сорго), кукуруза, различные виды пшеницы, ячмень, рис, овес. Значительное место занимают бобы, горох, чечевица, а также разнообразные масличные. Хотя 80 % всех посевных площадей занято под зерновыми, из‑за их низкой урожайности Эфиопии не удавалось полностью удовлетворять свои потребности в зерне. Страна постоянно ввозила продовольствие. После революции производству зерновых уделяется большое внимание. Расширяются площади под тефом. Правительство Эфиопии одобрило осуществление проекта ирригации более 10 тысяч га земель в нижнем течении реки Аваш.
На орошаемых землях будут выращивать хлопчатник, кукурузу, фасоль. Большое внимание уделяется производству кофе — основного экспортного товара. Своим названием этот напиток обязан эфиопской провинции Кэфа. Предания по‑разному рассказывают о том, как много веков назад человек впервые обратил внимание на стимулирующие свойства красных плодов с низкорослых деревьев.
В производстве и сбыте кофе занято почти 5 миллионов человек. В Эфиопии выведен сорт кофейного дерева, невосприимчивого к болезням кофейных ягод. Использование его позволит на 25–30 % увеличить сборы ценного экспортного товара. Государство выделяет значительные средства на строительство предприятий по обработке кофе и дорог к ним.
Земледельцы возделывают также многие овощи: красный перец, лук, чеснок, капусту, огурцы, тыкву. В последние годы растет производство помидоров, свеклы, цветной капусты, моркови и пр. Во многих районах овощи возделывают круглый год. В фруктовых садах выращивают апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, бананы.
Типичный фермерский рынок.
По количеству голов скота на душу населения Эфиопия занимает одно из первых мест в мире. В 1978 году в стране было около 27 млн. голов крупного рогатого скота, 40 млн. овец и коз и 15 млн. свиней. Широко распространена зебувидная порода крупного рогатого скота. Овцеводство преимущественно мясного направления, поэтому шерсть овец довольно низкого качества. Страна занимает одно из первых мест в Африке по количеству рабочего скота. Лошадей используют как для верховой езды, так и для перевозки грузов, хотя они могут нести только небольшой вьюк и не столь выносливы, как ослы и мулы. В горных и полупустынных районах последние просто незаменимы как вьючные и верховые животные.
Одногорбых верблюдов разводят преимущественно на равнинах юга, востока и севера страны. Здесь скотоводы-кочевники перевозят на верблюдах семью, имущество, палатки, съестные припасы и воду. Из верблюжьей шерсти ткут материю для одежды и палаток, из шкур шьют одежду и обувь. Народы севе‑
ро-западной Эфиопии — бареа и кунама — используют верблюдов при пахоте.
Распространено в Эфиопии пчеловодство. Мед широко употребляется в местной кухне, в первую очередь он идет на приготовление теджа — медового вина; из воска делают свечи. Мед и воск издавна вывозят в соседние страны.
Вдоль берегов рек, озер и особенно на побережье Красного моря занимаются рыболовством.
В общем, Эфиопия как минимум интересна для туризма. Вы определенно обогатите свой внутренний мир, побывав в этой необычной стране. А вот смогли бы вы там жить? Это определенно серьезный вызов.