Новости АПК

«Пробуксовка»: ребрихинские водители грузовиков не могут получить права категории «Е»

В Ребрихинском районе может возникнуть острый дефицит водителей грузовых автомобилей с прицепной техникой. Местный агропром начал испытывать если ещё не голод, то, по меньшей мере, дискомфорт под ложечкой. Это коснулось не только АПК, но и других отраслей.
В последнее время агропрому в России в целом и в Алтайском крае в частности нередко «прилетают» разные неожиданности, создающие проблемы. Так, в одном из районов края (как минимум в одном) остро стоит вопрос нехватки водителей, имеющих право управлять грузовиками с прицепами. Желающих открыть в своих правах категорию «Е» предостаточно, спрос на них зашкаливает — но ситуация в целом забуксовала на ровном месте.

Валить иль не валить? Вот в чем вопрос


В итоге на рынке труда в Ребрихинском районе сформировался кадровый дефицит водителей грузовых машин с автоприцепами.

О нарастающей, как снежный ком, проблеме нам рассказали фермеры Ребрихинского района. Сегодня, чтобы добавить в права категорию «Е», то есть вождение грузового автомобиля с прицепом, водители должны пройти весьма сложный путь: закончить курсы в автошколе в соседнем Павловске, а затем сдать вождение инспектору в Барнауле.

Одна часть проблемы — в замысловатом маршруте. Другая — в немыслимом количестве преград на пути к вожделенной отметке в водительском документе. То, как нынче сложно просто сдать на права, стало подобием анекдота с элементами самобичевания.

По сети гуляют истории про то, как неофиты автомобильного движения не могут пройти практический экзамен по десять-двенадцать раз. Несостоявшиеся водители считают, что их валят инспекторы, инспекторы «виноватят» автошколы, автошколы ждут провалившуюся абитуру на «продлёнку»… А тем временем аграрный сектор подсчитывает убытки. В полях и на складах нужны водители на грузовики с прицепом, а их нет.
— С этой проблемой мы сталкиваемся не первый год, — рассказал «Алтайскому крестьянину» директор ООО «КХ «Слобода» Алексей Слободчиков. — Наши ребята, уже имея категорию "С", не могут сдать экзамены на права категории "Е". Мало того, что они проходили практику в ДОСАФ в Павловске, так ещё и для сдачи экзамена им приходится ехать в Барнаул. У нас здесь обычно принимают экзамены по вождению на категорию «В» и «С», но инспекторы РЭО из Павловска не приезжали уже около полугода. Своих экзаменаторов у нас нет.
По словам руководителя предприятия, после разговора с руководством ГИБДД водителям разрешили сдавать экзамены в Барнауле. От Ребрихи два локтя по карте. Но даже не в расстоянии дело — экзамены назначаются редко, а процент сдающих крайне низок. Как утверждает фермер, провал на экзамене по вождению не всегда происходит по вине обучающихся.

«Сдавал экзамен уже раз семь, наверное, — рассказывает водитель одного ребрихинского хозяйства, по понятным причинам пожелавший сохранить инкогнито. — Возможно, я действительно в каких-то моментах допускал ошибки. Но последние пару раз меня откровенно «валили». Например, сдавал параллельную парковку. В качестве разметки стояли сигнальные конусы, их было три штуки. Я, конечно же, ориентировался по крайней. В итоге инспектор не зачел мне парковку, заявив, что третий конус просто лишний. То есть я не сдал, потому что они неправильно выставили разметку! Ну и во второй раз проблема возникла на знаке ограничения скорости в 20 км на расстоянии 100 метров. Я проехал примерно сотню метров, добавил ещё немного на всякий случай, прибавил газу — и получил штрафной балл! Инспектор заявил, что я не проехал ста метров от знака. Это он на глаз определил».

Тема «придирчивости» инспекторов, принимающих экзамены по вождению, неоднократно поднималась в СМИ. В Госавтоинспекции признают, что процент сдающих с первого раза из года в год снижается, но объясняют это ухудшением качества преподавания в автошколах. Также полиция апеллирует к отсутствию в РЭО корысти в принципе: инспекторы не получают никакой выгоды, назначая пересдачу. Формально автошколы тоже.
Экзамен по вождению на категорию "Е". Фото иллюстративное.

«В» и «С» сидели на трубе…


Как бы то ни было, в Ребрихинском районе сегодня сложилась системная проблема, имеющая отчетливую форму замкнутого круга: отсутствие нужных курсов на месте — выездная сдача экзамена по вождению — долгие перерывы между пересдачами — снижение навыков ввиду отсутствия постоянной практики — отсутствие практических занятий на месте.
— Всё это дорого обходится, — говорит Алексей Слободчиков. — За пересдачу нужно заплатить, дорога на экзамен стоит времени и денег.
По словам фермера, в Ребрихе есть прекрасная автошкола при местном лицее профессионального образования, где обучают на вождение по категориям «В» и «С». Но там открытие дополнительных курсов вождения грузовых автомобилей с прицепом сочли нецелесообразным.

«Мы даже были готовы предоставить им свой прицеп для практических занятий и для приема экзаменов инспекторами, которые приезжают к нам из павловского РЭО», — говорит Слободчиков.

В учебном учреждении нам подтвердили, что когда-то действительно были намерения открыть курсы вождения по категории «Е».

Михаил Казанцев, заместитель директора КГБПОУ «Ребрихинский лицей профессионального образования:

«Мы обучаем водителей по категориям «В» и «С». С приемом экзаменов по ним проблем нет, к нам выезжают инспекторы из Павловска. Видя нехватку водителей грузовых автомобилей с прицепом, мы начали рассматривать возможность открыть курсы вождения по категории «Е». Но проблема в том, что сотрудников ГИБДД, принимающих экзамены по данной категории, нет ни у нас, ни в Павловском РЭО. В итоге от этих планов мы отказались».

В ОГИБДД Павловского района нам подтвердили, что в их регистрационно-экзаменационном отделении сегодня нет инспекторов, обладающих компетенциями для принятия экзамена по вождению грузового автотранспорта с прицепом.

Но это не императив, обусловленный штатным расписанием, не кадровая догма краевой управы, а банальная нехватка специалистов. Довольно узкопрофильных, надо признать. То есть данную ситуацию можно принять как временную — с существенным риском перерасти в безвременную.

«А» упала, «Е» пропала


Сегодня не в каждом районе доступны все существующие категории. Как правило, открыты самые ходовые — «В» и «С». Не в каждой автошколе, к слову, готовят водителей категории «D» (автобусы), и даже курсы по вождению мотоциклов местами уже попадают в разряд экзотики. Выходят из этой ситуации, как правило, с помощью «гастролирующих» инспекторов из соседних муниципалитетов. Так и возник очаговый дефицит с категорией «Е».

«И он только возрастает, спросите любого руководителя сельхозпредприятия, — говорит глава КХ «Слобода». — В местной газете постоянно публикуются объявления о поиске водителей с открытой категорией «Е», причем это не только аграрные предприятия, но также лесные хозяйства и транспортные компании. Ну а мы несем дополнительные расходы, гоняя с полей Камазы без прицепов».

C 1 апреля 2024 года вступит в силу новый регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД. Водители при сдаче практики смогут допустить на две ошибки больше, чем раньше. Согласно новому регламенту, во время проверки «вождения» можно будет набрать 7 штрафных баллов. Но при этом в случае троекратного «провала» пересдать практику можно будет только через полгода. Ощущаете разницу?

Очевидно, что при таких раскладах в периферийных городах и весях региона к организации экзаменов по не самым популярным категориям требуется некий гибкий подход. Иначе даже опытные водители для открытия необходимых дополнительных категорий вынуждены будут пройти семь кругов бюрократии.
Автор: Максим ПАНКОВ.
Новости