Аграрная история

Статья о становленіи экспорта сельхозъ продукціи изъ Западной Сибири

Къ вопросу объ улучшеніи условій вывоза скоропортящихся продуктовъ изъ западной сибири въ связи съ развитіемъ скотоводства, птицеводства и прочихъ отраслей сельскаго хозяйства.
Западная Сибирь за послѣднее десятилѣтіе стала играть довольно значительную роль на Россійскомъ
хлѣбномъ рынкѣ. Насколько усиленно увеличилось населеніе Сибири, благодаря переселенію изъ Европейской Россіи, настолько же усиленно развилось земледѣліе. Площадь, занятая подъ посѣвами различныхъ полевыхъ продуктовъ, въ періодъ 1906–1910 годовъ значительно увеличилась въ отдѣльныхъ губ. Западной Сибири въ сравненіи съ періодомъ 1901–1905 гг.

Въ связи съ увеличеніемъ населеленія и площади посѣва увеличился изъ Сибири также вывозъ зерна. Такъ, въ 1897 году было вывезено 14,8 милліона пудовъ разныхъ хлѣбныхъ злаковъ, въ 1907 году 50 милліоновъ, а въ 1911–1912 гг. уже до 70 милліоновъ пудовъ. Причемъ 60 % всего вывезеннаго количества составляетъ пшеница. За этотъ же періодъ времени переработка на мѣстахъ пшеницы въ крупчатку также сильно увеличилась, съ 3 милліоновъ пудовъ въ 1897 г. до 14 милліоновъ пудовъ въ 1911 г.

Вышеприведенныя цифры показываютъ, насколько за это время увеличилось земледѣліе въ Западной Сибири, при немъ, можно сказать, что почти три четверти всего количества относится къ южнымъ уѣздамъ Томской губ. Такому сильному и быстрому увеличенію, безъ сомнѣнія, главнымъ образомъ способствовала постройка Сибирской желѣзной дороги. Вмѣстѣ съ общимъ улучшеніемъ и развитіемъ путей сообщенія эта дорога дала возможность вовремя сбывать излишки зерна и муки изъ производящихъ
районовъ Западной Сибири.

Если мы обратимъ вниманіе и на отрасли сельскаго хозяйства, неразрывно связанные съ общимъ стро-
емъ жизни крестьянина, то увидимъ, что и эти продукты своего хозяйства крестьянинъ так же сбываетъ на рынкѣ, обмѣнивая ихъ на предметы, имѣющіе для него денежную цѣнность. Такимъ образомъ, крестьянинъ везетъ на рынокъ мясо, яйца, птицу, масло и пр. Конечно, хозяину выгоднѣе продать все подороже, чтобы съ большей пользой оправдать свои труды. Но цѣны и спросъ прежде всего зависятъ отъ времени года: мѣстный рынокъ и рынокъ ближайшаго города обладаютъ опредѣленною емкостью, и если на рынокъ предложить больше товара, то это вызоветъ только пониженіе цѣны.

Такъ, у крестьянина есть на остаткѣ излишекъ скота, но нѣтъ спроса на мясо, потому что мясо въ теплое время на дальнее разстояніе отправить нельзя, а вести живьемъ и дорого и хлопотливо. Приходится ждать наступленія холода и только тогда, произведя гуртовую забойку, ждать появленія спроса.
То же самое можно сказать и объ остальныхъ продуктахъ сельскаго хозяйства какъ‑то: птица, яйца,
рыба и проч. Безъ сомнѣнія, предложеніе этихъ продуктовъ можно было бы развить и до болѣе широкихъ предѣловъ, чѣмъ въ настоящее время, но для этого необходимо, чтобы былъ постоянный вывозъ, а не в теченіе только нѣсколькихъ мѣсяцевъ. Подтвержденіемъ правильности вышесказаннаго положенія можетъ
служитъ примѣръ развитія вывоза масла изъ Западной Сибири, который возрастаетъ благодаря примѣненію на желѣзной дорогѣ холодильныхъ вагоновъ, устройству въ центрахъ ледниковъ для склада масла и ускоренію срочности доставки (такъ, отъ Ново-Николаевска до Риги масло находится въ пути только 11 дней).

Такія мѣры, мы видимъ, дали возможность сильно развиться въ краѣ маслодѣлію, такъ въ 1890 г. вывозъ масла изъ Западной Сибири былъ только 340 тысячъ пудовъ, а въ 1912 г. уже достигъ громадной цифры — 4 милліоновъ 139 тысячъ пудовъ. Благодаря увеличенію вывоза масла стала увеличиваться и наличность рогатаго скота.

Быть можетъ явится сомнѣніе въ томъ, имѣемъ ли мы возможность что‑либо вывезти изъ продуктовъ сельскаго хозяйства, кромѣ хлѣба и масла? А если имѣемъ, то есть ли вообще какой-нибудь спросъ
на эти продукты? Итакъ, мы изъ Западной Сибири уже вывозимъ до 10 милліоновъ пудовъ разныхъ продуктовъ сельскаго хозяйства, хотя должно сказать, что эти цифры, кромѣ масла и мяса, большею частью относятся къ мѣстамъ, находящимся вблизи линіи желѣзной дороги. Но въ то же время таблица показываетъ, что вывозъ увеличивается весьма незначительно.

Что же служитъ причиной такого явленія? Вѣдь невозможно же повѣрить тому, что Западная Сибирь не можетъ увеличить вывоза животныхъ продуктовъ сельскаго хозяйства. Конечно нѣтъ. Но дѣло въ томъ, что всѣ эти продукты настолько скоропортящіеся, что не могутъ выдержать довольно значительной перевозки и большая часть ихъ или передвигается только на ближайшемъ разстояніи, или отправляется большой и пассажирской скоростью на желѣзныхъ дорогахъ по весьма высокимъ тарифамъ или же в теченіе 2–3 мѣсяцевъ въ мороженномъ видѣ. Эти условія, безъ сомнѣнія, препятствуютъ увеличенію вывоза.
Слишкомъ увеличившаяся стоимость жизненныхъ припасовъ въ городахъ и мѣстахъ съ большимъ на-
селеніемъ, а также и возможность вывоза этихъ продуктовъ за границу заставляетъ обратить вни-
маніе на болѣе отдаленные центры, богатые производительной силой и благопріятные по своимъ
естественнымъ условіямъ для веденія сельскаго хозяйства. Но такія мѣста слишкомъ отдалены отъ
рынка сбыта. Поэтому необходимо принять мѣры и создать условія, дѣлающія возможнымъ перево-
зить продукты на дальнія разстоянія, сохраняя ихъ качество и свѣжесть.

Мороженное мясо, при сравненія со свѣжимъ, по качеству ниже, но если свѣжее мясо только охладить до –10 градусов и при этой температурѣ его хранить, то оно по качеству нисколько не будетъ ниже мяса
свежаго боя. Тоже самое можно сказать и объ яйцахъ, которыя при температурѣ 1–4 градуса свободно переносятъ дальнюю перевозку.

Относительно же возможности перевозки масла говорить не приходится, т. к. эта возможность, при создавшихся условіяхъ перевозки въ вагонахъ ледникахъ, вполнѣ подтверждается громадной цифрой вывоза масла, съ каждымъ годомъ все увеличивающейся.

Итакъ, спросъ на продукты есть, предложеніе ихъ съ теченіемъ времени имѣетъ возможность увели-
читься, слѣдовательно, необходимо создать только условія, благопріятныя для ихъ перевозки. Вотъ
этимъ то вопросомъ въ настоящее время занято министерство торговли и промышленности и изыскиваетъ возможные способы приспособить перевозку по желѣзнымъ дорогамъ къ такимъ условіямъ, чтобы грузы въ пути не портились и не теряли вида и качества свѣжаго продукта. Между прочимъ высказывается пожеланіе, чтобы въ первую очередь были къ перевозкѣ приспособлены вагоны на Сибирской
желѣзной дорогѣ.

Вагоны ледники, приспособленные для перевозки масла, по своей конструкціи довольно простого устройства: охлажденіе производится при помощи льда, причемъ помѣщеніе для льда разсчитано такъ, чтобы запасы льда были значительны и температура въ самое жаркое время не была бы выше 8 градусов.
Устройство же вагоновъ холодильниковъ для перевозки другихъ продуктовъ, какъ то: мяса, яицъ, битой дичи, овощей и пр. гораздо сложнѣе. Это осложненіе вызывается тѣмъ, что нѣкоторые продуктыдля сохраненія своего свѣжаго вида и качества должны перевозиться при извѣстной температурѣ, которая не должна быть выше предѣла, потому что тогда продукты начинаютъ портиться отъ гниiениiя; и ниже предѣла, потому что продукты, замерзая, теряютъ въ своемъ качествѣ, а нѣкоторые погибаютъ совсѣмъ.

Вотъ сочетаніе то этихъ двухъ условій при перевозкѣ скоропортящихся продуктовъ и создаетъ затрудненія при приспособленіи вагоновъ, холодильниковъ. Для охлажденія — вслѣдствіе трудности сохранить въ опредѣленныхъ предѣлахъ температуру — примѣненіе одного льда совершенно невозможно, охлажденіе производятѣ или льдомъ съ примѣненіемъ согрѣвательныхъ приборовъ, или сжатымъ воздухомъ, или летучими жидкостями, какъ‑то: угольной кислотой сѣрнистой кислотой, амміакомъ и пр. Охлажденіе воздухомъ производятъ при помощи машинъ, которыя сначала сжимаютъ воздухъ до извѣстнаго предѣла, а затѣмъ сжатый воздухъ выпускаютъ въ охлаждаемое помѣщеніе, воздухъ, расширяясь, требуетъ тепла, которое и поглощаетъ изъ охлаждаемаго помѣщенія. Вмѣсто воздуха берется газъ, сгущаемый давленіемъ въ жидкость, при испареніи такой жидкости получается холодъ. Этимъ охлаждается какой‑либо растворъ, напримѣръ, растворъ поваренной соли, который уже разводится по трубамъ въ охлаждаемомъ помѣщеніи.

Конечно, должно сказать, что въ настоящее время такое приспособленіе вагоновъ на нашемъ районѣ,
какъ довольно отдаленномъ отъ линіи желѣзной дороги, отзовется слабо. Если бы въ это же время для такой же перевозки были также приспособлены и пароходы, рейсирующіе по Оби, то, безъ сомнѣнія,
и мы были бы связаны съ желѣзной дорогой и имѣли бы также возможность отправлять продукты сво-
его хозяйства.

Но на приспособленіе пароходовъ надежды нѣтъ, и введеніе вагоновъ холодильниковъ на южныхъ
уѣздахъ Томск. губ. отзовется незначительно. Но это только пока. Алтайская желѣзная дорога
уже не за горами, постройка ея съ весны начнется безусловно, и черезъ 3–4 года мы также будемъ
введены въ общую сѣть желѣзныхъ дорогъ. И какъ въ настоящее время намъ представляется невозможнымъ отправить мясо или иной скоропортящійся грузъ за 3–4 тысячи верстъ, такъ тогда это будетъ совершенно возможно. Но до этого пройдетъ еще 3–4 г. или, иначе говоря, времени довольно много, и было бы весьма неразумно это время не использоватъ въ интересахъ улучшенія сельскаго хозяйства.

А такъ какъ для всякаго улучшенія требуется извѣстный, часто даже довольно продолжительный періодъ времени, то лучше постепенно произвести необходимыя улучшенія и такимъ образомъ заблаговременно приготовиться къ условіямъ и требованіямъ тѣхъ рынковъ, которые явятся мѣстомъ вывоза.

Для примѣра скажу такъ. Наше сибирское мясо, вслѣдствіе мелкой породы скота и плохого откорма на столичныхъ рынкахъ расцѣнивается въ пудѣ на 1 р. 50 к. — 2 р. дешевлѣ мяса болѣе тяжелаго скота. Разница большая! Поэтому‑то за это время слѣдуетъ позаботиться объ улучшеніи сельскаго хозяйства, чтобы продукты его сдѣлать наиболѣе цѣнными на рынкѣ.

Кромѣ того непосредственныя отправки по желѣзной дорогѣ продуктовъ сельскаго хозяйства дадутъ возможность крестьянину продавать эти продукты по болѣе дорогой цѣнѣ, чѣмъ теперь, потому что въ настоящее время одна подвозка къ линіи желѣзной дороги обходится отъ 25–40 к. съ пуда. А это уже составляетъ большую разницу въ хозяйствѣ. Въ дальнѣйшемъ постараюсь разсмотрѣть подробнѣе тѣ отрасли сельскаго хозяйства, продукты которыхъ служатъ и могутъ служить предметомъ вывоза въ вагонахъ холодильникахъ, какъ то масло, мясо, яйца, птица и пр.
Журналъ "Алтайскій крестьянинъ", 1913 годъ.