В этом году на восточном участке грузоперевозок по железной дороге сложилась непростая ситуация: экспортеры не могут согласовать перевозку грузов с РЖД и договориться с собственниками вагонов. Причем дефицита вагонов нет, однако восточное направление имеет существенные риски для их собственников.
Для того чтобы отправить партию сельхозпродукции на Восток, экспортёру необходимо получить разрешение от РЖД по форме ГУ-12 (она даёт право пустить согласованное количество вагонов в определённый отрезок времени).
В силу загруженности линий и «узости» БАМа сегодня на восточном участке проблематично отправить сельхозпродукцию.
В силу загруженности линий и «узости» БАМа сегодня на восточном участке проблематично отправить сельхозпродукцию.
— В этом сезоне довольно успешно продвигается торговля зерном с Китаем, — говорит Василий Стрельчук, управляющий АО «Сиболеум», входящего в структуру холдинга SEUS. — В августе были заключены контракты с крупными экспортными компаниями на поставку зерна в сентябре. Из-за погодных условий на Алтае задержалась уборка примерно на полторы-две недели. Соответственно, все сроки начинают немного сдвигаться. Однако мы никак не ожидали, что в начале сезона не сможем отправить грузы в восточном направлении.
В управлении участка грузоперевозок ГУ-12 не согласовывают отправку по сети РЖД — потому что восточное направление перегружено. Причём не только эшелонами с сельхозпродукцией - в этом сезоне из-за санкций значительно сократились маршруты в направлении Европы.
В результате экспорт развернулся и поехал на Восток — причем речь идёт не только о сельхозпродукции, но о товарообороте вообще.
В результате экспорт развернулся и поехал на Восток — причем речь идёт не только о сельхозпродукции, но о товарообороте вообще.
— Проблема в самой структуре БАМа, имеющего всего одну линию, — говорит Василий Стрельчук. — Его давно пора расширять. Сейчас по этой магистрали идут военные грузы, весь уголь с Кузбасса и плюс наше зерно.
Поэтому сложилась такая ситуация: мы просто не можем отправить зерно!
Запрашивали согласование отправить в сентябре 400 вагонов, получили разрешение на... 25. Коллеги из Новосибирской области запрашивали согласие на проход 800 вагонов - получили 40...
В итоге мы должны перестроить логистику и объяснить нашим партнерам в Китае, почему не поставим продукцию вовремя.
А ведь доставка зерна вагонами - это не последний этап перевозки. Дальше сибирское зерно планировалось погрузить на корабль. Но теперь, когда объем партии по независящим от экспортёров причинам, в разы уменьшился, о каких кораблях может идти речь?..
В этой ситуации собственники вагонов не горят желанием отправлять их в восточном направлении из-за большой загруженности железнодорожной сети и порожнего возврата из Китая в Россию. Ближе к восточной границе - самые настоящие пробки из жд составов. Простой вагонов стоит денег, и собственники вагонов прекрасно понимают это. Поэтому арендовать вагоны, чтобы перевезти зерно на Восток, - тот ещё квест.
— Эта ситуация - общероссийская, — подчеркивает Стрельчук. —Год назад с похожим сюжетом мы столкнулись в ноябре, когда регионы завершили уборку. Тогда мы пришли к такой схеме: сначала заказывали вагоны, а потом уже оформляли согласование перевозок по форме ГУ-12.
Сегодня нам пригоняют вагоны, РЖД задерживает согласование, вагоны стоят - и мы начинаем платить штрафы из-за простоев.
Пришлось принять непростое решение. Мы продолжаем покупать зерно у фермеров — но как только у нас кончатся емкости или деньги, мы прекратим закупку, потому что в итоге попросту не сможем его вывезти.